На вооружение американской армии поступят несколько мобильных комплексов РЭБ, предназначенных для дислоцирования в Европе и Южной Кореи, пишет Breaking Defense. Комплект для ведения радиоэлектронной войны Crew Duke устанавливается на колесном бронетранспортере MaxxPro с формулой 4х4. MaxxPro изготовлен по технологии MRAP (с усиленной противоминной защитой).
По мнению обозревателей портала,
сравнительно небольшие размеры транспортера не позволят ему стать легкой целью для российской и китайской артиллерии и управляемых ракет, или техники, изготовленной по российско-китайским лекалам.
Издание отмечает, что мало того что MaxxPro по габаритным размерам значительно меньше аналогичной российской техники РЭБ, также существенно меньше по размерам и антенны, монтируемые на MaxxPro в сравнении с российскими образцами, которые имеют большие параболические антенны и выдвижные мачты.
В то же время Breaking Defense подчеркивает, что это не является безусловным достоинством этого образца вооружения, так как в какой-то момент времени элементарные законы распространения радиоволн смогут существенно ограничат радиус действия американской системы РЭБ.
«Подвижность — ключевой момент при ведении радиоэлектронной борьбы. У вооруженных сил России есть большое разнообразие колесных систем радиоэлектронной борьбы, срок развертывания которых не более 15 минут»,
— отмечает американский аналитик Самуэль Бендетт из Центра военно-морского анализа.
По его мнению, у России уже есть по крайней мере пять различных подвижных систем РЭБ, которые интенсивно используются в Сирии, а также широко применяются в ходе мероприятий боевой и оперативной подготовки. По всей видимости, Самуэль Бендетт имел в виду российские системы радиоэлектронной борьбы «Леер-2», «Красуха-4», 1Л267 «Москва-1», РБ-301Б «Борисоглебск-2» и 1Л262Э «Ртуть-БМ».
Как сообщает издание, первые варианты техники типа Crew Duke начинали как передатчики помех сравнительно небольшой мощности и короткого радиуса действия. Их назначение заключалось в основном в том, чтобы исключить подрывы колесной и гусеничной техники на радиоуправляемых дорожных минах.
В настоящее время Crew Duke представляет собой намного более сложную систему, способную обнаруживать и подавлять радиоэлектронные средства противника в самом широком спектре — от сотовых телефонов до радиоканалов управления беспилотными летательными аппаратами.
Новая техника РЭБ США, как пишут обозреватели, может в том числе сформировать серию ложных сигналов, чтобы ввести противника в заблуждение.
Задача ставится не излучать мощный сигнал в весьма широком диапазоне, легко обнаруживаемый средствами разведки противника, подчеркивает Breaking Defense, а использовать сравнительно маломощный сигнал для организации кибератак и взлома вражеских сетей вместо силового подавления систем связи и управления вероятного противника.
Если техника РЭБ длительное время работает на излучение, находясь на одной и той же позиции, она может быть легко поражена огневыми средствами противника, поэтому системы РЭБ должны быть мобильными, напоминают авторы. Это позволит снизить их потери, особенно когда они находятся в зоне досягаемости вражеской артиллерии.
По мнению Самуэля Бендетта из Центра военно-морского анализа, американские разработчики двигаются в правильном направлении, создавая такие комплексы, но они все равно отстают от российских образцов РЭБ.
«В настоящее время многие вопросы на поле боя решаются не с помощью классических боеприпасов, а электронным оружием, которое использует в том числе и СВЧ-боеприпасы. Не всегда это какая-то бомба, снаряд или ракета. Уже есть такое понятие как электронный выстрел. Практически во всех боевых уставах армий зарубежных стран понятие «радиоэлектронное подавление» заменено на «радиоэлектронное поражение», — рассказал «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
По всей видимости, считает собеседник издания,
новая американская система РЭБ предназначена в том числе и для создания так называемой ложной радиоэлектронной обстановки. А в современной войне это становится уже первоочередным делом.
«За последнее время мы в сфере РЭБ оказались в несколько в выигрышном положении. На мой взгляд, причины этого в том, что Вооруженные силы США ведут последние 20-25 лет боевые действия не с самыми сильными армиями мира. Они невольно утратили интерес к ведению войны с равным по возможностям противником», — считает экс--заместитель начальника Главного оперативного управления генерал-лейтенант Валерий Запаренко.
По словам военачальника, именно по этим причинам они упустили развитие вооружения и военной техники радиоэлектронной борьбы. И, осознав это, начинают стремительно преодолевать образовавшийся разрыв в боевых возможностях собственной РЭБ.
«В то же время мы планомерно трудились и завершали свои научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в сфере РЭБ. И при этом равнялись по самому сильному противнику», — подчеркивает Валерий Запаренко.
Как считает Константин Макиенко, никто из наших вероятных противников не рассчитывал, что в столь короткий промежуток времени Россия совершит технологический рывок в сфере РЭБ.
По его мнению, это произошло в силу целого ряда причин. Россия в плановом порядке занималась модернизацией и созданием новых образцов техники РЭБ, а вооруженные силы готовились к радиоэлектронной электронной войне.
«И сейчас ни для кого не секрет, что Россия по целому ряду направлений находится на серьезных передовых позициях», — утверждает собеседник «Газеты.Ru».
По его мнению, сегодня российская армия средствами РЭБ способна воздействовать только на ход и исход отдельного боя и сражения, но и операции в целом.
«На сегодняшний день вся боевая, транспортная и армейская авиация оборудована современными комплексами радиоэлектронной борьбы и бортовыми комплексами обороны, которые полностью интегрированы с пилотажно-навигационными системами», — напоминает генерал-лейтенант Валерий Запаренко.