Общественная наблюдательная комиссия Москвы проверяет информацию о находящемся в следственном изоляторе «Лефортово» некоем 74-летнем Викторе Кудрявцеве, который якобы попал туда после обысков в ЦНИИМаш по делу о госизмене в «Роскосмосе», передает РИА «Новости» со ссылкой на заместителя председателя комиссии Еву Меркачеву.
В пятницу 20 июля в кабинете директора исследовательско-аналитического центра Объединенной ракетно-космической корпорации Дмитрия Пайсона прошли обыски в рамках уголовного дела о государственной измене — утечке за рубеж информации о новейших секретных российских разработках в области гиперзвука.
В передаче за границу секретных наработок по гиперзвуку подозреваются сотрудники другого учреждения — головного института «Роскосмоса» ЦНИИмаша. В тот же день сотрудники ФСБ провели выемки и у них. Имена ученых — фигурантов дела — не раскрываются, однако известно, что Пайсон поддерживал с ними дружеские отношения, что и стало причиной того, что на него обратила внимание ФСБ. Сейчас ФСБ проверяет «десяток людей из отрасли», пытаясь выяснить, сотрудничали ли они с западными спецслужбами.
Сам Пайсон не рассматривается следствием как потенциальный подозреваемый, однако он — по словам правоохранителей — «мог знать о ситуации».
«Основные обыски проходят в ЦНИИмаше. Именно ряд сотрудников предприятия и их рабочие места в первую очередь проверяются правоохранительными органами. В кабинете Дмитрия Пайсона обыски идут по той причине, что он был знаком и поддерживал дружеские связи с подозреваемыми», — указал источник РИА «Новости».
Сам глава ИАЦ ОРКК не имел отношения к наработкам по гиперзвуку.
«Дмитрий Пайсон лично не имел допуска к совсекретным сведениям по гиперзвуковым разработкам, лично не участвовал в соответствующих совещаниях», — сообщили в ОРКК.
Тем не менее, на следующий день Пайсон подал в отставку. По словам руководителя пресс-службы «Роскосмоса» Владимира Устименко, Пайсон покинет свой пост в начале августа. Устименко не смог пояснить, расформируют ли после такого значительного преступления сам аналитический центр, передает ФАН.
«В «Роскосмос» пока не поступало уведомлений о планируемых допросах бывшего или текущего руководства госкорпорации, а также подведомственных ему предприятий и институтов», — добавил Устименко.
В пресс-службе подчеркнули, что готовы предоставить помощь в рамках расследования, однако следствие не предупреждало госкорпорацию о планируемых допросах.
«Все находится в ведении следственного управления, и оно решает, с кем им беседовать. Нам такой информации не давали. Если им потребуется беседовать из бывшего или настоящего руководства, мы окажем им максимальную поддержку», — сказал представитель компании.
Источник РИА «Новости» в бывшем руководстве «Роскосмоса» рассказал, что экс-глава госкорпорации Игорь Комаров, при котором Пайсон получил должность, не допускал того к секретной информации.
Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин был информирован по данному делу и дал поручение оказывать следственной группе максимальное содействие. Кстати, кабинет Пайсона расположен в том же здании на Бережковской набережной, где находятся кабинеты всех руководителей «Роскосмоса», включая Рогозина.
Член Экспертного совета коллегии военно-промышленной комиссии Виктор Мураховский пояснил, что если документация о гиперзвуке попала на Запад в полном объеме, то другие страны быстро смогут воссоздать российские технологии у себя, передает НСН.
«Мы знаем немало примеров (особенно из 90-х годов), когда американцы имели практически свободный доступ ко многим нашим технологиям военной промышленности. Создание управляемых средств, способных двигаться на гиперзвуковой скорости в плотных слоях атмосферы, это во многом исключительно российское ноу-хау. Если полная документация поступит в западные страны, то они могут очень быстро воссоздать такие технологии у себя», — отметил аналитик.
По его словам, даже одна подобная разработка может сделать бесполезными целые комплексы оборонных систем той или иной страны.
«Доступ к технологиям позволяет быстрее разрабатывать средства противодействия. Сейчас, например, комплекс «Авангард» обнуляет практически все вложения США в систему противоракетной обороны. Получив конкретные технические данные и документацию, можно ускорить разработку нового поколения систем ПРО», — заключил специалист.