Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Быстрейший в мире: русский эсминец нашли на дне

На дне Балтийского моря найден знаменитый русский эсминец «Новик»

Совместная российско-финская поисковая команда обнаружила на дне Финского залива русский эскадренный миноносец «Новик», построенный в 1910 году и затонувший в 1941 году. К началу Первой мировой войны этот эсминец был быстрейшим кораблем в мире, при этом в качестве топлива использовался не уголь, а нефть.

Легендарный русский эскадренный миноносец «Новик» был найден интернациональной российско-финской поисковой командой на дне Финского залива. По словам руководителя экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Константина Богданова, которые передает РИА «Новости»,

место гибели эсминца было обнаружено в районе мыса Юминда к востоку от Таллина.

Российская команда действовала вместе с финской группой SubZone. Затонувший корабль был найден на глубине 75 метров, разломленный напополам от взрыва морской мины.

По словам Богданова, носовая часть перевернута вверх килем, а корма вместе с орудиями и надстройкой находится «на ровном киле». Глава российской экспедиции отметил, что на корме можно без труда прочитать советское название эсминца «Яков Свердлов» и увидеть герб СССР.

Место гибели эскадренного миноносца помог установить российский историк Михаил Иванов, обратившийся к германским архивам. В отчетах Люфтваффе сохранилось донесение об ошибочном бомбометании, предпринятом в 1943 году по подводному объекту, принятому за советскую подводную лодку Щ-406. При этом к моменту обнаружения немцами эсминца подводная лодка также погибла — у острова Большой Тютерс.

Обнаружение «Новика» стало возможным благодаря гидролокационному поиску, выполненному главой SubZone Имми Валлин. После погружения

водолазы осмотрели три 102-миллиметровых артиллерийских орудия и кормовую надстройку с запасным штурвалом и машинным телеграфом.

Эскадренный миноносец «Новик» был построен за год -— начато строительство было в 1910 году, а спустя год первый в своем классе эсминец уже сошел со стапелей. После нескольких замен винтов и двигателя русский эсминец стал самым быстрым кораблем в мире, развив скорость в 37,3 морских узла.

На начало Первой мировой войны «Новик» был единственным современным эсминцем в Балтийском флоте и числился в бригаде крейсеров. 18 июля 1914 года, еще до начала боевых действий, в составе бригады в районе мыса Дагерорт он прикрывал постановку центрального минного заграждения. В конце августа того же года эсминец «Новик» выходил на разведку и поиск германских кораблей.

После этого на протяжении еще двух военных лет эсминец активно участвовал в войне на Балтике, устанавливая мины и помогая топить немецкие транспорты и корабли.

В июне 1916 года «Новик» принял участие в нападении русских кораблей на германские транспорты с железной рудой в Норчепингской бухте, когда совместно с эсминцами «Гром» и «Победитель» была впервые произведена залповая стрельба торпедами по площади и потоплен транспорт «Герман».

В течение мая 1917 года «Новик» стал флагманским кораблем минной дивизии Балтфлота, участвовал в обороне архипелага и базы Моонзунд, закончившейся поражением российских войск. В ноябре 1917 года перешел в Петроградский порт для проведения капитального ремонта. 25 октября 1917 года эсминец достался большевикам, а в начале сентября 1918 года выведен из боевого состава и сдан в порт на хранение.

В 1923 год эскадренный миноносец «Новик» был переименован в честь члена ВЦИК и большевика Якова Свердлова.

В 1940 году эсминец РККФ «Яков Свердлов» прошел вторую модернизацию, по итогам которой его водоизмещение было увеличено. В канун Великой Отечественной войны миноносец вошел в состав отряда учебных кораблей Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе. После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз «Яков Свердлов» вошел в 3-й дивизион эсминцев эскадры Балтфлота.

В начале войны эсминец занимался задачами боевого эскорта, прикрывал действия советского флота, искал корабли и подводные лодки противника, а также поддерживал огнем сухопутные войска. Некоторое время в июле 1941 года был флагманским кораблем Балтийского флота.

Гибель «Якова Свердлова» произошла 28 августа 1941 года. Участвуя под командованием капитана 2 ранга А.М. Спиридонова в прорыве из Таллина в Кронштадт, эвакуируя защитников города и идя на левом траверзе крейсера «Киров», эсминец напоролся на мину, из-за взрыва порвался пополам и затонул.

По советским данным, в результате взрыва и затопления корабля погибли 114 членов экипажа и пассажиров.

Новости и материалы
Жители освобожденной части Харьковщины спрашивают, как получить паспорта РФ
В Якутии затопило семь сел
Россиянам дали советы, как правильно загорать летом
Бойцы группировки войск «Восток» за сутки уничтожили до 125 солдат ВСУ
Российские военные могут получить миллионы рублей за важный трофей из зоны СВО
ВС РФ заняли больше территорий, чем ВСУ при контрнаступлении
Синоптики назвали регионы РФ, где на выходных ожидаются заморозки
Зеленский заявил, что ограничения Запада дают преимущество России в конфликте
Бросившего гранату в мобилизованных сержанта признали виновным
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Собравшиеся в центре Бишкека согласились разойтись
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
США провели ядерное испытание на полигоне в Неваде
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Все новости