Турция пригрозила Сирии существенной эскалацией и без того значительного конфликта на сирийско-турецкой границе и в провинции Африн, в случае, если Дамаск поддержит Отряды народной самообороны (YPG, вооруженное формирование Высшего курдского совета).
Об этом заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. По его словам, Турция выступает не против ввода правительственных войск Сирии в Африн, но только — если они будут бороться с терроризмом.
«Важна причина, ради которой в этот регион войдут силы режима. Если для борьбы с Рабочей партией Курдистана, то у нас с этим проблем не возникнет. Но если для защиты отрядов Сил народной самообороны, то турецкие войска никто не сможет остановить», — цитирует дипломата RT.
Глава турецкого внешнеполитического ведомства подчеркнул, что цель турецкой операции также состоит в борьбе с терроризмом у границ Турции.
Накануне сообщалось, что по соглашению Дамаска и руководства YPG, правительственные войска Сирии в ближайшие два дня должны занять ряд позиций на границе с Турцией и в самом городе Африн, передает ФАН.
Согласно результатам переговоров между командованием YPG и Дамаском, военизированные группировки курдов передадут отрядам Сирийской арабской армии (правительственные сухопутные войска Сирии) позиции возле Африна в обмен на обеспечение противовоздушной обороны от атак военно-воздушных сил Турции.
Представитель YPG подтвердил, что они достигли соглашения с правительством Сирии о вводе своих войск в провинцию Африн. По его словам, бойцы и техника должны войти в Африн в течение двух ближайших дней, то есть, 19 – 20 февраля, чтобы «дать отпор турецкой угрозе».
Также в понедельник 19 февраля президент Турции Тайип Эрдоган заявил по телефону российскому лидеру Владимиру Путину, что операция турецких ВС в сирийском Африне будет продолжена по плану, передает РИА «Новости».
Анкаре нужны подтверждения того, что силы самообороны сирийских курдов договорись с правительством страны по Африну. «Если сирийский режим вступит на этот путь, то это будет иметь последствия», — сказал глава турецкого государства.
Позднее заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов заявил, что Москва готова выступить посредником при урегулировании ситуации на сирийско-турецкой границе. «Мы свою роль никому не навязываем, но если она окажется востребованной, то мы готовы оказать добрые услуги с тем, чтобы прекратить кровопролитие, найти общие знаменатели, — пояснил дипломат. ООН выразила надежду на скорейшее разрешение вопроса по сирийской конституционной комиссии, заявил заместитель специального посланника организации в Сирии Рамзи Эзельдин Рамзи.
По его словам, создание конституционной комиссии, которая будет работать в Женеве, стало «главным итогом прошедшего 30 января в Сочи конгресса сирийского национального диалога». «Мы уже начали консультации между сирийскими сторонами, с правительством, другими сторонами, с региональными и международными участниками сразу после Сочи, чтобы продвинутся вперед по конституционному комитету. Создать конституционный комитет будет нелегко, имеются разногласия, которые мы пытаемся сгладить. Надеюсь, что мы сможем это сделать как можно скорее», — рассказал Рамзи в ходе конференции по Ближнему Востоку международного дискуссионного клуба «Валдай».
Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф также указал, что возникшия в Африне конфликт надо решать законным путем, через диалог с сирийским правительством. «Есть близорукие попытки в Сирии со стороны США для того, чтобы поиграть в геополитические и геоэкономические игры. И, к сожалению, они злоупотребляют некоторыми частями нашего курдского населения. Проблема в Африне может быть решена на основе законных ресурсов, которые есть в нашем распоряжении через сирийское правительство», — сказал дипломат.
Операция Вооруженных сил Турции «Оливковая ветвь» по уничтожению YPG, которых Анкара считает террористами, началась 20 января 2018 года. За месяц Турция уничтожила более полутора тысяч курдов.
Президент Сирии Башар Асад указывает, что введение турецких войск в Африн является пособничеством терроризму. Он также предупреждал, что Сирия будет всеми силами сбивать самолеты турецких ВВС, нарушающих сирийское воздушное пространство.