В случае резкого обострения геополитической обстановки, создающей реальную угрозу жизненно важным интересам США, в Вашингтоне могут решиться на крупномасштабный вооруженный конфликт против одной из ведущих ядерных держав. Вероятнее всего, война начнется с осуществления так называемого быстрого глобального удара (БГУ, Prompt Global Strike), разработанного в 1990-х годах в недрах военного ведомства США.
Концепция БГУ подразумевает нанесение по противнику массированного разоружающего удара обычными средствами поражения, в первую очередь, высокоточными крылатыми ракетами морского и воздушного базирования. Пентагон при этом надеется добиться положительного для себя результата в течение первого часа войны. Главная цель США — в считанные минуты лишить противника ядерного потенциала и не дать ему возможности воспользоваться средствами ответного удара.
Скорее всего, генеральная репетиция быстрого глобального удара состоится в Северной Корее. Именно такой прогноз развития ситуации выдают наиболее пессимистически настроенные зарубежные эксперты (хотя Москва по-прежнему настойчиво предлагает решить проблему путем переговоров всех заинтересованных сторон). О готовности к БГУ Соединенные Штаты заявляли еще в 2010 году.
Для России подобный вариант развития геостратегической обстановки означает резкое возрастание значимости критических технологий в сфере национальной обороны. К высоким технологиям принято относить аэрокосмические, атомные и энергетические, цифровые, информационные и интернет-технологии, сектор телекоммуникаций, биотехнологии и создание медицинских препаратов и материалов с заданными свойствами.
Именно этим объясняется акцент России на развитие армии и научно-технического потенциала, которые становятся гарантами сохранения государства в будущем.
Страны со слабой экономикой вытесняются на технологическую периферию, а вслед за этим теряют и суверенитет, потому что политический вес и обороноспособность той или иной страны определяется состоянием экономики, способной или не способной обеспечить военную мощь.
Пока Россия не может претендовать на глобальное экономическое лидерство, также у нашей страны нет ресурсов на создание обособленной экономической модели в условиях обострения политической и экономической конкуренции.
Поэтому наша стратегия сохранения суверенитета и обороноспособности должна ставить задачи скорейшего обретения заметных преимуществ в нескольких критических направлениях, чтобы компенсировать текущую слабость российской экономики и растянутость во времени процесса перевооружения армии.
России уже в самом ближайшем будущем придется запустить процесс реиндустриализации с учетом цифровых реалий современного мира и выйти на ускоренные темпы экономического роста. Если ничего не предпринимать в экономике и в сфере развития современных технологий, то через 10-15 лет можно потерять не только политический вес в мире, но и суверенитет.
Поскольку большинство высоких технологий в нашей стране сосредоточено на предприятиях оборонной промышленности, а реально конкурентными на мировом уровне являются российская атомная энергетика и IT-сектор, и при этом бюджет сфокусирован на оборонную сферу, то
нам необходимо развивать оборонные технологии, имеющие двойное применение.
Это гиперзвук, космические системы и платформы запуска, которые могут дать новый импульс развитию авиакосмической техники, ядерные технологии и направленная энергия, что может определить будущее мировой энергетики, искусственный интеллект и беспилотные летательные аппараты, без чего уже невозможно представить экономику нового уклада.
В XXI веке главной производительной силой становятся наука, знания, информация, кадры. Все это формирует новый технологический уклад. Мир прямо сейчас делится на государства, которые станут инновационными экономиками, и на страны, которые отстанут, и отстанут уже навсегда.
Неслучайно в советские времена было сформулировано понятие «великой триады» — фундаментальная наука, прикладная наука и подготовка кадров. Тогда решение задач по обеспечению обороноспособности и суверенитета страны привело к достижениям и прорывам в науке и технике, включая космос, атомную энергетику и информационные технологии.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов и времени вновь повышается значение оборонно-промышленного комплекса для экономики страны.
Именно оборонные технологии могут стать основой новых промышленных технологий в гражданском секторе экономики.
А для этого нужно объединять ресурсы ОПК и военных институтов с гражданской наукой и бизнесом, готовить кадры, повышать общий уровень образования, роль физико-математических школ и ведущих инженерно-технических вузов, планировать научное и промышленное развитие в ключевых сферах на десятилетия вперед.
Поскольку перед Вооруженными силами России стоят задачи защиты экономических и политических интересов государства, то именно армия России как заказчик вооружений и исследований и ОПК как исполнитель как раз и могут стать эпицентром этой новой реиндустриализации и научно-технического развития страны.
Авторы статьи: Андрей Михайлович Ильницкий — к.тех.н., советник министра обороны РФ; Александр Вячеславович Лосев — член президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ.