Глава МИД России Сергей Лавров прокомментировал продолжение расследования экспертно-журналистской группы Bellingcat о крушении самолета рейса MH17 на востоке Украины в 2014 году.
«Я видел сообщения о том, что группа Bellingcat опубликовала некие выводы свои. Мы не знаем, на основании каких конкретных документов, фактов эти выводы были сделаны. По крайней мере, то, что попало в прессу, ответов на эти вопросы не дает», — сказал Лавров по итогам переговоров со своим словацким коллегой Мирославом Лайчаком.
«Я предпочел бы не брать на веру расследование группы Bellingcat так же, как и в случае с сирийскими делами, предпочел бы не принимать на веру заявления так называемых белых касок, которые созваны в виде представителей гражданского общества, получают финансирование в основном тоже по известным и сопоставимым каналам», — добавляет глава российского МИДа.
В своем заявлении Лавров говорит о представленных накануне международной экспертно-журналистской группой Bellingcat новых доказательствах, что «Бук», из которого, предположительно, сбили самолет рейса MH17, был якобы приписан к российской зенитно-ракетной бригаде.
Группа опубликовала новую фотографию ЗРК «Бук» 332. Журналисты считают это фото подтверждением того, что «Бук» принадлежал российской 53-й зенитно-ракетной бригаде, дислоцированной в Курске. Отмечается, что фотография была найдена благодаря подсказке одного из пользователей твиттера. Однако источники РБК сообщают, что «Бук» весной 2013 года однозначно находился в Курской области и, возможно, был там же в 2014 году.
Опубликованное фото дополняет обнародованный в феврале этого года новый доклад Bellingcat, в котором говорится, что перевозку комплекса «Бук», из которого, по версии международного следствия, был сбит самолет рейса MH17, якобы осуществлял отставной российский офицер Сергей Дубинский. В докладе указывается, что Дубинский был известен как боец вооруженных сил самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) под позывным Хмурый.
По версии группы, в перевозке «Бука» якобы участвовали и служащие 69-й отдельной бригады материально-технического обеспечения Вооруженных сил России. Bellingcat передала свой доклад международной группе следователей, которая ведет расследование трагедии (Joint Investigation Team, JIT).
К настоящему времени окончательных итогов расследования по MH17 до сих пор нет. В сентябре 2016 года, после публикации результатов расследования международной следственной группы, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в интервью «Би-би-си» заявил, что эти данные нельзя считать «окончательной правдой».
«Нечего принимать или отрицать. Это предварительные заключения. Нам нужно продолжить расследование. Мы не видели никаких доказательств. Мы не можем считать то, что они (следователи. — «Газета.Ru») называют окончательной правдой. Готов поспорить, вы не видели никаких доказательств этих заявлений», — сказал он.
Песков подчеркнул, что в рассмотрении этого вопроса «нужно быть очень точными». Он также отметил, что нельзя руководствоваться голословными заявлениями без доказательств и деталей, добавив, что «дьявол в этих деталях, и, к сожалению, многих из этих деталей нам недостает», чтобы утверждать точно, из какого направления прибыло оружие.
«Существуют неопровержимые факты. (Нельзя) делать какие-то выводы, не учитывая последнюю информацию, которая была опубликована нашими военными,
а именно — первичные данные радаров, которые фиксировали все летательные аппараты или объекты, которые могли бы стартовать или находиться в воздухе на территории, контролируемой на тот момент ополченцами», — заявил Песков, призывая при расследовании обстоятельств крушения рейса Boeing 777 Malaysia Airlines учитывать данные, представленные российскими военными.
Кроме того, официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков подчеркивает, что Киев до сих пор не обнародовал сведения о расположении своих расчетов ЗРК «Бук» в день катастрофы МН17.