Утром в понедельник у КПП Федерального военно-мемориального кладбища в Мытищах столпились несколько десятков журналистов. Здесь было решено похоронить 47 из 92 человек, погибших в результате крушения Ту-154 над Черным морем. Остальных жертв трагедии родственники пожелали похоронить отдельно. Нынешняя церемония — самое массовое захоронение на главном кладбище Минобороны, открытом в 2013 году.
За предыдущие три года здесь успели похоронить чуть больше 20 человек — видных военных и государственных деятелей страны.
Теперь среди них четыре десятка артистов ансамбля имени Александрова, начальник департамента культуры минобороны Антон Губанков, экипаж Ту-154 и четверо журналистов.
Перед траурным мероприятием представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков собрал журналистов в здании с табличкой «Кафетерий», превращенном во временный пресс-центр. Он попросил репортеров обойтись «без этих всех лайфов и стендапов», а также не беспокоить родственников и близких погибших. «За 20 минут до выноса тел вас выведут», — предупредил генерал.
Церемония прощания состояла из трех частей: сначала похороны экипажа и военнослужащих, потом в два этапа — артистов.
Огромный ритуальный зал был заполнен до отказа. Проститься пришли сотни людей. В центре — гробы, накрытые российскими триколорами. На каждом военная фуражка, а рядом — фотография и награды погибшего.
Один из звучавших похоронных реквиемов был написан погибшим на борту Ту-154 худруком ансамбля имени Александрова Валерием Халиловым.
Его самого в понедельник похоронили на Александровском погосте деревни Новинки в Киржачском районе. Во Владимирской области генерал провел детство, здесь он сам завещал себя похоронить.
Пока офицеры в военной форме по очереди несли к гробам темно-алые розы, иногда гвоздики, на кладбище приехали спикер Совфеда Валентина Матвиенко, глава Минобороны Сергей Шойгу, его заместитель и статс-секретарь Николай Панков, а также министр транспорта Максим Соколов, возглавляющий созданную по поручению президента правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы.
Чиновники молча возложили цветы. Первым выступить перед собравшимися с краткой траурной речью к специальной кафедре подошел Панков.
«Мы просим прощения, что не уберегли жизни наших коллег», — сказал статс-секретарь военного ведомства.
По его словам, жертвы катастрофы «ушли в расцвете сил» и «летели на выполнение боевого задания». Он пообещал оказывать поддержку близким жертв катастрофы.
После него слово взял Соколов. Он добавил, что артисты ансамбля, летчики и военные «погибли на боевом посту».
С прощальным словом выступил главнокомандующий Воздушно-космическими силами России Виктор Бондарев. «Экипаж самолета был одним из лучших в ВКС. Их полет прервался на взлете декабре прошлого года. Простите за то, что не смогли уберечь их», — сказал генерал. В этот момент чья-то мать с полными слез глазами уронила гвоздику.
Слово взял сын погибшего начальника департамента культуры Минобороны Антона Губанкова Никита Губанков.
«С отцом виделись не так часто, но когда удавалось — я наблюдал за человеком, который отдавал работе всего себя. Отец очень уважал коллег и любил семью. Мой папа навсегда останется для меня настоящим военным и настоящим героем и патриотом страны. Он — пример того, каким нужно быть сильным, смелым, добрым, интеллигентным, искренним и верным до самого конца», — сказал Губанков.
Следующим выступить пожелал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — заместитель председателя Патриаршего совета по культуре. Он выразил соболезнования от лица патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и всей Русской православной церкви. По его словам, церковью трагедия с «Ту» была «воспринята близко к сердцу».
Митрополит провел обряд отпевания. Во время церемонии крестились не только родственники погибших и военные, но и часть журналистов.
После отпевания прессу попросили выйти из зала, непосредственно к месту будущего захоронения. Спустя примерно 20 минут начался вынос венков. Потом — гробы. Перед каждым несли портрет погибшего.
В какой-то момент один из военных, державших фотографию, вдруг надел большие темные очки, спрятав глаза от толпы.
Поверхность вокруг сорока семи свежевырытых могил прикрыли зеленым полотном, напоминающим ковровое покрытие. У каждой стояла обитая красной тканью подставка для гроба. Тела опускали в землю под гимн России и залпы артиллерийской батареи.
«Мы были с Андреем Сонниковым однокурсники. Вместе оканчивали Военный университет [Минобороны России], — говорит один из пришедших в штатском. — Я, Андрей и еще несколько моих приятелей, которые сегодня тоже пришли, каждое 23 февраля проводили вместе. Не знаю, как у штатских, у нас, военных, принято было собираться каждый год, что бы ни случилось, — такая традиция. Сегодня собрались здесь».
Другой мужчина, уже достаточно пожилой, рассказал, что погиб муж его племянницы, участник ансамбля Александрова. «Это очень тяжело принять», — говорит он, не пытаясь скрыть слезы. Все обещанные компенсации родственникам погибших выплатили без каких-либо задержек, подтвердил мужчина. «Нужную помощь оказывают», — отмахнулся он от вопроса корреспондента «Газеты.Ru».
Пришел проститься с погибшими и близкий друг артиста Сергея Котляра. «За сутки до вылета он познакомил меня с еще одним — ныне погибшим — Радиком Закировым, я был очень рад этому знакомству, а теперь у меня нет слов», — рассказал мужчина.
Крушение Ту-154, вылетевшего в Сирию из Москвы, произошло 25 декабря. Самолет Минобороны разбился над Черным морем вскоре после дозаправки в Сочи. В версию теракта почти никто из родственников и друзей погибших не верит. По их мнению, скорее всего, причина аварии — в ошибке пилотирования или технической неисправности. Окончательные выводы будет делать комиссия, в свою очередь, напомнили журналистам военные.
После завершения похорон на могилах погибших установлен памятный камень, который впоследствии заменит скульптурная композиция.