Международные санкции не остановят Северную Корею, намеревающуюся развивать свою космическую программу. Помимо того что КНДР с завидной регулярностью проводит испытания баллистических ракет и пытается запускать в космос спутники, страна хочет покорить и Луну.
Пхеньян надеется увидеть флаг Северной Кореи на естественном спутнике Земли уже через 10 лет. Об этом заявил директор по научным исследованиям местного «космического агентства» Хен Кван Иль, сообщило Associated Press.
«Северная Корея в долгосрочной перспективе имеет целью использовать свои спутники в интересах сельского и лесного хозяйства и для коммуникационных задач. Кроме того,
мы намерены провести пилотируемые экспедиции и эксперименты по исследованию космоса, слетать на Луну и исследовать ее.
Наша страна начала претворять в жизнь свой [космический] план и добиваться определенных успехов. Нам не важно, кто и что о нас думает, мы будем запускать больше спутников», — рассказал Хен.
Новостное агентство также пишет, что КНДР имеет долгосрочные планы пилотируемых полетов к другим планетам.
Стоит отметить, что КНДР — одна из первых среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона, развернувшая работы по овладению ракетными технологиями. Космическая программа КНДР осуществляется под руководством Комитета аэрокосмических технологий КНДР. Первый официальный успешный запуск спутника состоялся 12 декабря 2012 года и сделал страну десятой космической державой, способной запускать спутники собственными ракетами-носителями, опередившей Южную Корею.
Страна располагает тремя типами трехступенчатых ракет-носителей, созданными на базе военных баллистических ракет, которые являются переработкой советских ракет. Первый носитель «Пэктусан-1» создан на базе баллистической ракеты «Тэпходон-1». На базе баллистической ракеты «Тэпходон-2» были созданы более крупные ракеты-носители серии «Млечный путь»: «Ынха-2» в 2006 году и «Ынха-3» в 2012 году. Буквально в феврале 2016 года Пхеньян пытался вывести на орбиту спутник «Кванмёнсон» и признал запуск успешным.
Вопрос, в состоянии ли корейские ракетчики создать ракету-носитель сверхтяжелого класса. И какие носители для полета в дальний и ближний космос в распоряжении Ким Чен Ына имеются в настоящее время. Зарубежные эксперты считают, что лунная миссия КНДР возможна в среднесрочной перспективе, но только в случае, если это будет не пилотируемый полет, то есть не отправка космонавтов, а что-то вроде отправки аналога лунохода.
По словам эксперта по северокорейским ракетам из Германии Маркуса Шиллера, КНДР потребуется не менее десяти лет, чтобы добраться до лунной орбиты. «Лично я убежден, что они могут попробовать, но провалят эту миссию, и в ближайшие лет двадцать мы не увидим успеха северокорейских космических аппаратов на орбите Луны. Тем не менее прилунение потребует меньше ресурсов, чем полет на геостационарную орбиту, но это непростая задача», — сказал он.
Астрофизик Центра Гарварда-Смитсона Джонатан Макдауэлл считает, что подобная миссия будет технологическим прорывом, но потребует четкой отработки всего до мелочей.
Российские эксперты по ракетным технологиям не уверены в возможностях Пхеньяна с точки зрения материальной части. Экс-начальник 4-го Центрального научно-исследовательского института (РВСН) российского Минобороны генерал-майор Владимир Дворкин считает, что «подобные заявления КНДР носят не более чем пропагандистский характер».
«Технологических возможностей создать сверхтяжелую ракету-носитель, а равно как и корабль для полета к Луне, у северокорейцев пока нет. И на создание подобной техники уйдет не одно десятилетие, а гораздо больше. И даже не факт, что эта программа будет реализована в КНДР в принципе», — сказал он «Газете.Ru».
С точки зрения технологий одна из немногих успешно запущенных КНДР ракета «Ынха-3» в первой ступени имела четыре двигательные установки баллистической ракеты средней дальности «Нодон-1», соединенные общей рамой, а во второй ступени — жидкостный ракетный двигатель оперативно-тактической ракеты «Скад-С». Таким образом, «Ынха-3» — это просто комбинация из составных частей масштабированной ракеты 8К14 «Скад» советского производства, заполучить которую корейцам удалось в 1980 году от Египта. В 2012 году запуск ракеты «Ынха-3» завершился выводом на низкую околоземную орбиту технологического спутника съемки земной поверхности весом всего 100 кг. Сама ракета-носитель «Ынха-3» имеет стартовую массу 91 т, длину более 30 м и наибольший диаметр 2,4 м.
К примеру, стартовая масса американского «Сатурн-5» при запуске к Луне составляла 2965 т. Стартовая масса сверхтяжелой ракеты Н1 советской разработки 1960-х годов для полета на Луну составляла 2950 т. Диаметр Н1, для сравнения с 2,4 м «Ынха-3», составлял 17 м. И, наконец, стартовая масса ракеты-носителя «Энергия» составляла 2400 т. На этом фоне 91 т северокорейского изделия выглядит более чем бледно. Подавляющую часть стартовой массы составляет топливо, необходимое для вывода космического корабля в окрестности Луны.
Чтобы совершить полет на Луну, в космос северокорейцам требуется вывести не менее 120–140 т. Даже за предстоящие десять лет совершить скачок от 100 кг полезной нагрузки к 140 т и создать сверхтяжелую ракету-носитель класса «Энергия» — «Сатурн-5» ракетчикам Ким Чен Ына явно не под силу.
В настоящее время полеты к Луне не совершает ни одна из космических держав. Россия отложила лунные миссии до 2030 года.
Что касается других космических планов Ким Чен Ына, то КНДР не хочет отставать и от знаменитого владельца SpaceX Илона Маска и планирует разработку пилотируемых частично многоразовых систем.