Перспективный зенитный ракетный комплекс для Арктики создали разработчики Ижевского электромеханического завода «Купол» концерна ВКО «Алмаз-Антей». Система противовоздушной обороны типа «Тор» для северного региона получит специальную плавающую платформу, повышающую проходимость. Об этом «Газете.Ru» сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе (ОПК).
«Разработчики представили перспективный модуль системы «Тор» ближнего действия, установленный на шасси ДТ-30 двухзвенного гусеничного транспортера производства Уралвагонзавода. По сути, все характеристики такие же, как у «Тор-М2» на гусеничном шасси, только платформа новая, в арктическом исполнении он на плавающей платформе», — сказал собеседник.
О том, что ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию арктического варианта ЗРК малой дальности, сообщала пресс-служба «Алмаз-Антея» в марте, но подробностей проекта не раскрывали.
«Главнокомандующий Сухопутными войсками сказал, что этой осенью уже он будет представлен на испытания», — сообщил «Газете.Ru» источник в ОПК.
Как пояснил другой представитель оборонной отрасли, осенью концепт машины должны представить «в железе» (пока он есть только в виде макета) и отправить в конце года на испытания, которые пройдут в 2017 году.
«Так как «Тор» никогда не работал в Арктике, необходимы проверка работы систем модуля в условиях арктического севера со сверхнизкими температурами, в том числе радиолокации, и адаптация его к региону», — добавил собеседник.
Источник, близкий к Минобороны, в свою очередь отметил, что предстоит серьезная работа над комплексом, так как «при низких температурах зачастую техника начинает сбоить», поэтому практически любая техника, за редким исключением, «требует адаптации под арктические широты, особенно такая сложная, оснащенная электроникой и сенсорами, как системы ПВО».
Как ранее писала «Газета.Ru», корпорация «Уралвагонзавод» создает целое семейство арктической бронетехники типа снегоболотоходов, включающее бронетранспортер, зенитный ракетный комплекс, реактивную систему залпового огня, самоходные артиллерийские установки и другие боевые модули. Семейство предполагает создание машин грузоподъемностью от 3 до 30 тонн. На средних и тяжелых платформах планируется размещение ЗРК.
Эксперт в области противовоздушной обороны Михаил Ходаренок пояснил, что в первую очередь для такого комплекса ПВО предусматривается возможность функционирования в условиях низких температур и высоких ветровых нагрузок. Какими-то принципиально новыми характеристиками по сравнению с предыдущими модификациями он вряд ли будет обладать, считает он.
«Подразумевается создание температурного режима для работы, чтобы ветром не ломало, так как ветер может достигать до 30 м/с.
Кроме того, необходимо утепление: на севере, если выключаешь электрическую печку (а машина — это железный ящик), в ней через десять минут очень холодно, соответственно, предусматривается автономные системы отопления, освещения. Если предполагается боевое дежурство в комплексе, то, возможно, необходимы и какие-то внешние источники тепла», — сказал в беседе с «Газетой.Ru» Ходаренок.
Эксперт в области вооружения и военной техники Виктор Мураховский подчеркивает, что, согласно требованиям Минобороны, арктическая техника должна устойчиво и безотказно работать при максимально низких температурах. «Минобороны сейчас требует обеспечить полную работоспособность при –55 °C.
Я подозреваю, конечно, что при такой температуре никто из врагов в Арктику не приедет, но тем не менее это требование. Минобороны также требует, чтобы арктическая техника имела высокую проходимость и была плавающей», — пояснил «Газете.Ru» Мураховский.
Глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов подчеркнул, что техника для севера требует особой проработки, а в истории были примеры, когда созданная под одни погодные условия техника не могла работать в других. «Классический пример: в свое время поляки купили израильский противотанковый комплекс Spike, и выяснилось, что он не работает при низких температурах, в туман и дождь. Израиль делал комплекс под свой театр военных действий, а у них там сухо, солнечно, а под север необходимо проводить испытания и даже иногда конструировать по-другому. Потому что то, что работает в средней полосе, не факт, что будет работать в Арктике», — отметил он.
Тактические ЗРК противовоздушной обороны малой дальности «Тор-М2У» стоят на вооружении российской войсковой ПВО. На сайте Концерна ВКО «Алмаз-Антей» приводятся характеристики экспортной версии ЗРК «Тор-М2Э», для зарубежных клиентов свойства всегда загрубляются, значит, российский «Тор» обладает более совершенными свойствами. Согласно данным сайта, всепогодный ЗРК «Тор-М2Э» может быть развернут в течение трех минут и способен поражать летящие со скоростью до 700 м/с аэродинамические цели на расстоянии 1–12 км на высотах от 0,1 до 10 км. Крылатые ракеты, управляемые авиабомбы и беспилотники он может достать с расстояния от 1,5 до 7 км на высоте от 0,05 до 6 км. «Тор-М2» одновременно способен обстреливать четыре цели и наводить до восьми ракет. Существует два вида «Тор-М2», гусеничный и колесный, «Тор-М2К» на шасси Минского завода колесных тягачей.
Впервые ЗРК «Тор» поступил на вооружение российской армии еще в 1986 году, с тех пор его неоднократно модернизировали и развивали. Одной из отличительных особенностей М2 является возможность вести огонь на ходу без остановок, что позволяет защищать технику на марше. Михаил Ходаренок подчеркнул это свойство «Тор-М2».
«Это единственный комплекс в мире, который способен вести огонь в движении со скоростью до 25 км/ч, а всем остальным требуется остановка», — отметил он.
По сообщениям «Алмаз-Антея», в сентябре 2015 года успешно завершились испытательные стрельбы из боевой машины 9А331МУ на гусеничном шасси из состава ЗРК малой дальности «Тор-М2У». Кроме того, у «Тор-М2» модернизирована станция обнаружения целей — она может обнаруживать малозаметные цели с технологией stealth.
Согласно заявлению начальника войск противовоздушной обороны Сухопутных войск России генерал-лейтенанта Александра Леонова,
с 2016 года в войска начнут поступать комплексы «Тор-М2» с улучшенными в 1,5–2 раза характеристиками зоны поражения, перевозимого запаса зенитных управляемых ракет и помехозащищенности.
Министерство обороны России несколько лет назад стало активно развивать арктическую инфраструктуру и размещать в регионе воинские соединения. Как заявлял глава военного ведомства Сергей Шойгу, «мы сюда [в Арктику] пришли не на год и не на два, а надолго, на века».
В настоящий момент в северных регионах страны активно испытывают специализированную технику, в том числе автомобили «КамАЗ», «Трэкол», «Урал» и армейские снегоходы и создаваемую Уралвагонзаводом новейшую двухзвенную платформу «Арктика», на которой планируется установка арктической версии ЗРК «Тор». Она представляет собой снегоболотоход с высочайшей проходимостью. Платформа адаптирована к условиям низких температур, для чего усовершенствована работа всех систем: силовой установки, ходовой части, узлов и агрегатов трансмиссии, систем управления различного назначения.