Пока в Америке идут приготовления к выборам нового президента, военно-воздушные силы (ВВС) США готовятся к производству нового самолета «Борт номер один», который будет возить по миру будущего президента. «Борт номер один» (Air Force One) — позывной любого воздушного судна в США, на борту которого находится президент страны. Кстати, идея присваивать этот позывной самолетам с первым лицом государства возникла в 1953 году, после инцидента с самолетом президента Дуайта Эйзенхауэра (тогда первое лицо государства передвигалось на винтовом самолете Constellation фирмы Lockheed), который оказался в одном воздушном пространстве с коммерческим рейсом, использовавшим одинаковый с ним позывной.
Смена главных бортов страны в США — дело не частое, тем более эти самолеты не готовятся под конкретных президентов страны. Так, сегодня Барака Обаму обслуживают два самолета, являющихся ранней модификацией Boeing 747-200B с бортовыми номерами 28000 и 29000,
которые служат в ВВС с 1990 года, когда президентом был еще Джордж Буш-старший.
10 мая ВВС США на правительственном портале Federal Business Opportunities (аналог российских «Госзакупок») опубликовали уточнение к ранее выложенному контракту, разрешая аэрокосмической корпорации Boeing начать предварительные конструкторские изыскания. Еще в январе 2015 года ВВС объявили, что новым президентским самолетом станет Boeing 747-8.
Если сборка самолетов пойдет по плану, кто-то из будущих президентов США получит их в свое распоряжение в 2024 году. Предполагается, что самолет прослужит как минимум 30 лет. Однако из уточнений, опубликованных военными на днях, следует, что минобороны решило сократить свой заказ: если в размещенном ранее контракте говорилось о поставке трех самолетов, сейчас речь идет лишь о двух.
Контракт подразумевает именно переоборудование двух построенных самолетов в интересах безопасности и комфорта первого лица государства, однако общая стоимость подобных работ не раскрывается.
Факторы, влияющие на его стоимость, — это его обслуживание, возможность дозаправки в воздухе и установка современных защищенных систем связи. Согласно документам, размещенным на сайте Белого дома, используемые сегодня самолеты президента оснащены электроникой,
способной выдерживать мощные электромагнитные импульсы,
а упомянутые защищенные системы связи позволяют использовать самолеты в качестве мобильных командных центров в случае ядерной войны или нападения на США.
По существующим правилам ВВС США должны поддерживать в летной готовности минимум два самолета на авиабазе Эндрюс в Мэриленде, чтобы хотя бы один мог точно поднять на борт президента и совершить с ним перелет.
По расчетам, произведенным ВВС в 2010 году, два Boeing 747-8 могут быть готовы к немедленному вылету 56% времени, нынешние Boeing 747-200 — всего лишь 28%.
Нынешние Boeing 747-200B имеют около 450 кв. м полезного пространства на трех уровнях, где расположены президентский офис, зал для совещаний, две кухни, где одновременно могут приготовить блюда на сто человек, помещение секретной службы США, комнаты для журналистов и советников президента.
Boeing 747-8 — новейшая модификация знаменитой модели дальнемагистральных Boeing 747, выпускающихся с 1969 года. По состоянию на январь 2016 года фирма получила заказы на 70 грузовых и 51 пассажирский самолет этой серии.
Известно, что на 2017 финансовый год ВВС США заложили $351 млн на разработку дизайна новых президентских самолетов.
В январе текущего года сообщалось, что немецкая фирма Lufthansa Technik закончила подготовку двух и готовит поставку третьего такого самолета в VIP-исполнении для неизвестных заказчиков.
Известно, что для передвижений по миру президент России использует самолет Ил-96-300ПУ. В 2012 году правительство закупило четыре таких самолета общей стоимостью более 17 млрд руб.
До конца 2015 года Минобороны России планировало принять на вооружение первый «самолет Судного дня», предназначенный для использования верховным главнокомандующим на случай масштабной войны. «Воздушная ставка верховного главнокомандующего» позволяет управлять войсками при ведении военных действий с применением обычного и ядерного оружия, а также в условиях радиопротиводействия, когда на земле уже нет инфраструктуры или наземные пункты управления и линии связи вышли из строя. Стоимость проекта не разглашается.