Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Машина с защитой от дурачков»

Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130

Минобороны России заключило контракт на поставку до конца 2018 года 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. «Газета.Ru» рассказывает, почему Як-130 так популярен не только среди российских летчиков, но и за рубежом.

Минобороны России заказало 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130 для Воздушно-космических сил. Этот самолет очень популярен не только в России, его охотно закупают зарубежные заказчики, в частности Белоруссия, Алжир и Бангладеш. Эти «летающие парты» несколько лет назад законтрактовала даже Сирия. Стоимость сделки на поставку более 30 самолетов Як-130 Дамаску оценивалась в $550 млн, но реализация контракта была отложена в связи с гражданской войной в республике. Из-за внутриполитических проблем не состоялся и контракт на эти самолеты для Ливии.

Первые поставки учебно-боевых Як-130 российским военным начались в 2010 году. По состоянию на начало 2016 года ВВС России передано более 60 таких самолетов.

Как сообщило в воскресенье Минобороны, замглавы ведомства по вооружениям Юрий Борисов подписал новый госконтракт на Як-130 с корпорацией «Иркут» в рамках реализации гособоронзаказа.

«В соответствии с условиями контракта до конца 2018 года в ВКС будут переданы 30 самолетов Як-130», — сообщили в военном ведомстве.

Сумма контракта не разглашается. Но согласно открытым данным, стоимость единицы ранее составляла порядка $15 млн.

Как отмечал Борисов, надежное послепродажное обслуживание поставленной авиатехники является обязательным условием для заключения новых контрактов, а исправность Як-130, поступающих в войска, превышает 80%, что устраивает ведомство.

Согласно открытым данным, с момента создания было потеряно всего три Як-130. При этом серийный только один, хотя именно в результате этой аварии в Астраханской области в апреле 2014 года погиб один из летчиков. Причиной катастрофы называли отказ системы управления.

Двухместный учебно-боевой самолет Як-130, разработанный ОКБ им. А.С. Яковлева, серийно выпускается на Иркутском авиационном заводе. Он предназначен для подготовки летчиков современных и перспективных боевых самолетов, в том числе сверхманевренных истребителей поколений «4 + + », таких как зарекомендовавшие себя в Сирии самолеты Су-30СМ, Су-34 и Су-35С, и пятого поколения, к которым относится новейший Т-50, также известный как ПАК ФА (Перспективный авиакомплекс фронтовой авиации). В ВВС России эти самолеты замещают устаревающие тренировочные самолеты L-39 чешского производства.

В корпорация «Иркут» подчеркивают, что высокий ресурс и низкая стоимость эксплуатации Як-130 минимизируют расходы на обучение и поддержание боеспособности пилотов боевой авиации. Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять этот самолет в ходе обучения и при решении боевых задач.

Минобороны отмечает, что Як-130 также может использоваться в качестве легкого штурмовика.

Как пояснил «Газете.Ru» летчик, принимавший участие в испытании нового учебно-тренировочного самолета, машина «очень хороша и проста в управлении», но есть и подводные камни для молодых летчиков, обучающихся на Як-130. «У него очень хорошая защита от ошибок летчика, но после него люди уже теряют летные навыки, когда переучиваются на Су-25 и Су-24.

Як-130, он как Airbus, — защищен от дурачка,

потому что взять тот же взлет: РУС (ручка управления самолетом. — «Газета.Ru») на Як-130 берется на себя до упора, на старых же самолетах Су-25 и Су-24 такого делать категорически нельзя. Система защиты от сваливания (сложное пространственное положение, когда летчик теряет пространственную ориентировку, а самолет выходит за пределы летных ограничений. — «Газета.Ru») большая.

Если в дальнейшем после Як-130 переучиваться на Су-30, то это идеально», — пояснил «Газете.Ru» летчик.

Самолет имеет электродистанционную комплексную систему управления — она выполняет функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета. Система позволяет в учебных целях перепрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета. Стоит отметить, что Як-130 очень тяжело ввести в штопор, а если это все же случилось, достаточно просто отпустить рули — и самолет сам выходит из штопора и продолжает безопасное пилотирование.

Учебный Як-130 — один из тех экземпляров военной техники, который столкнулся с проблемой импортозамещения из-за российско-украинского кризиса. У него два турбореактивных двухконтурных двигателя АИ-222-25 с тягой по 2500 кг. Разработкой его совместно с Россией занималось запорожское МКБ «Прогресс» — примерно половина комплектующих для этой силовой установки поставлялась с Украины. Как сообщал в конце 2014 года начальник управления военных представительств Минобороны полковник Олег Степанов,

мероприятия по импортозамещению украинских покупных комплектующих изделий для производства двигателя АИ-222 самолета Як-130 выполнены

— производство освоили в Научно-производственном центре газотурбостроения «Салют» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию).

Что касается вооружения, то Як-130 может нести боевую нагрузку до трех тонн, в том числе ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», а также высокоточные управляемые авиабомбы, бомбы свободного падения, неуправляемые ракеты, пушечные контейнеры и подвесные топливные баки. Самолет оснащен системами выброса пассивных помех, сбивающих с курса ракеты противника с тепловой системой самонаведения.

Как отмечает американский аналитик Томас Ньюдик, сегодняшние российские многоцелевые учебно-боевые самолеты — «весьма жизнеспособная и довольно экономичная альтернатива обычным истребителям — даже тем, которые появились по ту сторону «железного занавеса».

Экспортные поставки Як-130 начались в 2011 году. В настоящий момент эти самолеты стоят на вооружении Алжира (16 штук), Республики Бангладеш (поставлено 6 самолетов из 16 заказанных) и Белоруссии, куда весной 2015 года были поставлены первые четыре самолета, а уже в августе того же года на авиасалоне МАКС Минск заключил контракт с «Иркутом» на поставку еще одной партии из четырех Як-130. Интерес к этим самолетам проявляют страны Латинской Америки.

В России в 2013 году на базе Борисоглебской авиабазы создана пилотажная группа на Як-130. В 2014 году, после присоединения к России Крыма, группе присвоили имя «Крылья Тавриды». В мае 2015 года новая пилотажная группа впервые приняла участие в параде Победы, пролетев над Красной площадью 9 мая.

Новости и материалы
Муж экс-солистки «Тату» пошутил, что сделал операцию у Хайдарова: «Огребу»
Американский военный признал, что Запад не готов вести сложные бои, как на Украине
МОК назвал Игры дружбы циничной попыткой России политизировать спорт
Путин заявил, что нужно наращивать боеготовность не только на суше, но и на море
Путин назвал главную гарантию выполнения стоящих перед Россией задач
ЦБ Армении запретил обслуживать карту «Мир» из-за возможных санкций США
«Пришел Сережа»: Mia Boyka пожаловалась, что покинула «Маску» из-за Лазарева
МО РФ заявило об ударах бомбами по украинской ДРГ у границы с Россией
Буланова опубликовала редкое фото сына, который на пять лет моложе ее супруга
Путин заявил, что «хозяева предателей» России их не жалеют
Шольц ждет правильного момента для переговоров с Путиным
МОК призвал правительства и спортсменов отказаться от участия в Играх дружбы
ВС РФ уничтожили пункт дислокации украинских диверсантов у границ Курской области
В Тулуне задержали вице-мэра по подозрению в мошенничестве
50-летняя Хайди Клум снялась в топе-бюстгальтере из меха
В России выпустят замену игре God of War
Глава МОК заявил, что не контактирует с Кремлем и ОКР
Мужчину, изнасиловавшего 11-летнюю школьницу, ищут в Воронеже
Все новости