Американские военные сообщили о гибели на севере Сирии одного из лидеров «Исламского государства (организация запрещена в России)» (группировка запрещена в России и других странах. — «Газета.Ru») Абу Умара аш-Шишани («Чеченца»).
Этот боевик был самым известным выходцем из стран бывшего СССР, участвовавшим в кризисе на Ближнем Востоке со стороны террористов.
По-своему символично, что информацию о смерти боевика, чье настоящее имя Тархан Батирашвили, подтвердили в день, когда Россия начала вывод своих войск из Сирии. При этом, по данным СМИ, аш-Шишани умер от ранений, полученных при авиаударе американских военных на прошлой неделе. Сообщалось, что он не мог самостоятельно дышать и был подключен к аппарату искусственного дыхания в госпитале в окрестностях Ракки.
О гибели аш-Шишани при авиаударах или о его задержании сообщали различные источники и ранее, однако эту информацию каждый раз опровергали. Теперь же данные о его смерти впервые подтвердил Пентагон, что дает возможность говорить об этом как о свершившемся факте.
«Рыжебородый джихадист»
Родившийся в 1986 году Тархан Батирашвили вырос в Панкисском ущелье Грузии, в котором традиционно активно радикальное подполье. Его происхождение — смешанное грузинско-чеченское, причем Тархан и его братья воспитывались в христианских традициях, однако позже стали придерживаться радикального ислама (причем Тархан радикализировался последним из троих братьев).
По данным СМИ, брат Тархана Тамаз участвовал в чеченской войне — очевидно, на стороне сепаратистов. Сам Тархан Батирашвили стал сержантом грузинской армии, в составе которой воевал в Южной Осетии против российских военных, однако позже был уволен из войск из-за туберкулеза.
Как рассказывал отец террориста «Би-би-си»,
после армии Тархана посадили в тюрьму по ложному обвинению в хранении оружия — ящика патронов, который в дом подбросили полицейские. Вероятно, именно в тюрьме Батирашвили стал приверженцем радикальных взглядов.
После выхода из заключения сын сказал отцу, что «никому не нужен в этой стране», и уехал на Ближний Восток: в Турцию, а затем в Сирию.
В 2014 году СМИ растиражировали образ Батирашвили как «рыжебородого боевика» — ключевого командира ИГ в Сирии. В видео, которым прославился аш-Шишани, он объявлял об «устранении» сирийско-иракской границы силами террористов.
Прежде чем присоединиться к «Исламскому государству», аш-Шишани основал в Сирии собственную террористическую ячейку «Джайш аль-Муджахирин валь-Ансар» («Армия переселенцев и партизан»), состоявшую из уроженцев бывшего СССР.
В конце 2013 года он присягнул на верность лидеру ИГ Абу Бакру аль-Багдади и стал воевать на стороне набиравшей мощь террористической группировки, хотя прежде его симпатии были на стороне «Аль-Каиды (организация запрещена в России)» и связанных с ней структур, в первую очередь «Джебхат ан-Нусры» («Аль-Каида» и «Джебхат ан-Нусра (организация запрещена в России)» запрещены в России и других странах. — «Газета.Ru»).
Еще до официального присоединения к ИГ аш-Шишани командовал операцией по захвату авиабазы Минг в провинции Алеппо. На протяжении многих месяцев разные группы сирийских повстанцев осаждали этот контролируемый правительственными войсками объект, однако лишь аш-Шишани смог его взять, организовав взрыв армейского автомобиля у командного центра базы.
Это стало своего рода доказательством решимости аш-Шишани и его подельников в поддержке движения аль-Багдади. Кроме того, это поспособствовало формированию его «героического образа» среди повстанцев различных групп.
«Гениальный» чеченец с «дерьмовым» арабским
В СМИ закрепился образ аш-Шишани не только как удачливого военного, но и как «неуловимого» террориста, за которым ведется безрезультатная охота. Несколько раз сообщалось о его гибели и аресте, однако вскоре возникали опровержения этих данных.
В конце 2014 года глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров написал в своем аккаунте в Instagram, что аш-Шишани убит.
«Враг ислама Тархан Батирашвили, называвший себя Омаром аш-Шишани, убит. Так будет с каждым, кому придет в голову угрожать России и чеченскому народу. Так будет с каждым, кто будет проливать кровь мусульман. Аллаху Акбар!» — написал тогда Кадыров, однако позже эта информация не подтвердилась.
Год спустя Кадыров уже сам усомнился в сообщениях о судьбе аш-Шишани, на этот раз о его задержании американскими военными.
«Мы тоже были уверены, что уничтожили его. Мои люди стояли над ним, когда он лежал мертвым, сняли фотографию и отправили. Он, оказывается, выжил. Значит, суждено так. Но тому, что его задержали, я этому не верю. Как не поверю и в то, что он мертв, пока в этом не будет никакого сомнения», — сказал глава Чечни.
В книге журналистов Майкла Вайса и Хасана Хасана «Исламское государство. Армия террора» (М.: Альпина нон-фикшн, 2016) приводится мнение аналитика вашингтонского Института по изучению войны Криса Хармера, который считает, что чеченское происхождение Батирашвили стало важным фактом в его продвижении по террористической иерархии.
«Шишани — наиболее заметная фигура среди командиров, даже при том, что командование и управление армией ИГИЛ все еще осуществляется Багдади и бывшими баасистами.
Чеченцы — это отдельная группа среди иностранных джихадистов. Будь я в Военном совете ИГИЛ, я бы не стал использовать парня, который имеет опыт войны против русских, в качестве шахида. Я бы сделал его командиром», — сказал Хармер.
Однако не все боевики разделяют представление о аш-Шишани как о гениальном командире. В частности, в ноябре 2014 года сообщалось о некоем тексте, который написал Халид аш-Шишани, боевик также чеченского происхождения, который в тот момент воевал в составе узбекского отряда «Джебхат ан-Нусры» в Алеппо. Халид утверждал, что Батирашвили лишь умеет отправлять «пушечное мясо» на смерть и при этом нередко демонстрирует недостаток военной компетентности, из-за чего гибнут сотни приверженцев джихада.
Бывший соратник утверждал, что аш-Шишани плохо понимает в тактике, а информация об успешности его действий раздута западными медиа. По его мнению, Батирашвили взялся штурмовать базу в Алеппо не во имя ИГ, а ради трофеев.
При этом критик Батирашвили жаловался на то, что тот отказывался раздавать добытое оружие участвовавшим в сражениях повстанцам. Вместо этого он полагался на указания о дальнейшей судьбе трофеев, которые получал лично от Абу Бакра аль-Багдади. То есть в то время как рядовые боевики имели причины для недовольства аш-Шишани, руководство террористов располагало доказательствами его преданности.
Авторы книги об «Исламском государстве» также приводят утверждение специалиста по «Аль-Каиде» (запрещенная террористическая организация) Лаита Алхури, который отслеживает дискуссии террористов и их сторонников в «глубокой паутине». По его словам,
«аш-Шишани является мишенью бесконечных шуток на онлайновых джихадистских форумах, потому что его познания в исламе — просто «дерьмо», а его разговорный арабский и того хуже».
Неясно, в какой степени аш-Шишани был интегрирован в арабское общество: по данным СМИ, обе его жены также являются чеченками.
Впрочем, судя по всему, преданность ценится лидерами ИГ больше, чем военная компетентность или познания в исламе. Присоединившись к группировке, Батирашвили стремительно стал одним из ее лидеров — и не только командовал военными операциями, но и выступал как «дипломат»: в частности, в начале 2014 года он подписывал от лица аль-Багдади документ о перемирии с сирийскими подразделениями «Аль-Каиды», причем его визави был Абу Халид ас-Сури, полномочный представитель в Сирии главаря крупнейшей террористической организаций Аймана аз-Завахири.
Лидер русскоязычного ИГ
Аш-Шишани был ликвидирован через десять месяцев после того, как Госдепартамент США поместил его имя в список террористов, за информацию о которых Вашингтон обещает награждение. За Батирашвили власти США обещали $5 млн.
«Батирашвили руководил тюремным учреждением в аль-Табке, где ИГ предположительно содержало иностранных заложников, тесно работал с финансовым сектором ИГ, а также руководил операциями ИГ в сирийском регионе Манбиж. В мае 2013 года он стал командиром операций ИГ в Алеппо, Ракке, Латакии и на севере Идлиба», — говорится в последних официальных данных о аш-Шишани.
Впрочем, в сообщении об авиаударе, направленном на Батирашвили,
Пентагон говорит о нем уже как о более масштабном персонаже — как о «военном министре» террористов. По данным американских военных, Батирашвили отправился в район города Шаддади, чтобы принять меры после нескольких стратегических поражений, — там его и застиг авиаудар.
Как ранее писала «Газета.Ru», смерть аш-Шишани может иметь долгосрочные последствия для всего «Исламского государства»: Батирашвили не только был влиятельным командиром, но и играл важную роль в вербовке боевиков из стран бывшего СССР. Предположительно, от этого может выиграть группировка «Джебхат ан-Нусра», в ряды которой могут начать вливаться новые боевики, приезжающие в Сирию с Кавказа и из Средней Азии.
Россия неоднократно обозначала борьбу с боевиками постсоветского происхождения как одну из своих ключевых задач в Сирии. Это упоминалось и на встрече Владимира Путина с Сергеем Лавровым и Сергеем Шойгу, на которой было объявлено о выводе войск из Сирии.