Ракетный катер Черноморского флота (название не уточнено) и погранкатер ФСБ спасли от аварии две нефтяные буровые общей стоимостью более 25 млрд руб. Они двигались с Одесского газового месторождения на северо-западном шельфе Черного моря в 150 км от берега Крыма в территориальные воды России. Такое сообщение распространила в понедельник, 14 декабря, пресс-служба крымского ГУП «Черноморнефтегаз».
В сообщении отмечалось, что на пути буровых установок, перемещаемых «в связи со сложной международной обстановкой, рисками утраты жизненно важных активов», оказалось неопознанное торговое судно под турецким флагом.
«При перестановке СПБУ В-312 на пути следования каравана судов с буксируемым объектом появилось неустановленное торговое судно под турецким флагом. Действуя в нарушение международных правил предупреждения столкновения судов в море и общепринятых норм морского судоходства, турецкое судно не уступило путь каравану, идущему перекрестным курсом, и предприняло попытку остановиться на пути его следования, чем заведомо создало аварийную ситуацию», — говорится в сообщении нефтяной компании.
Согласно международным правилам судоходства, пограничные катера призваны предупреждать суда, находящиеся в непосредственной близости с буксируемыми объектами, а также обращаться к ним с целью изменения курса.
Кроме того, в релизе отмечается, что «в радиообмен с судами сопровождения капитан турецкого судна не вступал, не отвечая на вызовы».
Крымское республиканское предприятие «Черноморнефтегаз», созданное в марте 2014 года, занимается разведкой, добычей и транспортировкой углеводородов.
В сообщении пресс-службы отмечалось, что сторожевой катер пограничной службы ФСБ РФ и ракетный катер Черноморского флота «устранили «недоразумение».
«Они принудили судно под флагом Турецкой Республики изменить курс в безопасном для транспортного каравана направлении», — сказали нефтяники, отметив, что буровая в итоге была благополучно доставлена в место назначения. Вторая установка также доставлена в территориальные воды РФ, безопасность обеих нефтяных платформ обеспечена.
Министерство обороны России с официальными комментариями о ситуации не выступало. В пресс-службе Черноморского флота на звонки не отвечали.
История получила резонанс в СМИ в связи с тем, что накануне другое турецкое гражданское судно наделало шума в Эгейском море. Турецкий рыболовецкий сейнер в воскресенье, согласно заявлению Минобороны РФ, не реагируя на радио- и визуальные сигналы, двигалось курсом на стоящий на якоре российский сторожевой корабль «Сметливый». Сторожевик, находящийся на ротационной основе в числе кораблей оперативной группы ВМФ РФ в Средиземном море, был вынужден открыть предупредительный огонь «по ходу движения» турецкого сейнера на расстоянии, гарантировавшем непоражение корабля. В свою очередь, турецкие рыбаки утверждают, что никакой стрельбы они не слышали. Военному атташе Турции было сделано «жесткое представление о возможных пагубных последствиях безрассудных действий официальной Анкары в отношении российского воинского контингента, выполняющего задачи по борьбе с международным терроризмом в Сирии», сообщили в Минобороны России. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что реакция российского корабля ВМС на турецкое рыболовецкое судно в Эгейском море была преувеличенной.
С целью установить обстоятельства происшествия в Черном море между турецким судном и нефтебуровыми «Газета.Ru» обратилась в пресс-службу «Черноморнефтегаза» и выяснила, что нефтяники просто воспользовались информационной обстановкой, чтобы заявить о себе, а сам инцидент случайным образом произошел 24 ноября — в день, когда ВВС Турции сбили российский бомбардировщик Су-24.
«Он (инцидент) произошел не сегодня, но разместили мы это сообщение сегодня. Операция у нас длилась порядка двух недель по перестановке (буровых), а инцидент с турецким судном был 24 ноября», — сообщила «Газете.Ru» представитель пресс-службы нефтяной компании по телефону.
Пояснить, в какой именно точке Черного моря в настоящий момент базируются буровые установки, в пресс-службе не смогли.
«Я не могу точно сказать, в какой точке они находятся, но они в наших территориальных водах ближе к Крыму в западной части», — ответила собеседница.
«Черноморнефтегаз» разрабатывает девять месторождений: два газоконденсатных (Голицынское и Штормовое), шесть газовых (Архангельское, Джанкойское, Задорненское, Восточно-Казантипское, Северо-Булганакское и Одесское) и одно нефтяное (Семеновское). Компания добывает чуть менее 2 млрд кубометров газа и около 9 тыс. тонн нефти в год. Ранее эксперты отрасли говорили, что потенциально добыча газа в Крыму может быть увеличена до 15 млрд кубов в год.
В свою очередь пограничное управление ФСБ по Республике Крым сообщило, что «нештатной» ситуации с турецким кораблем не было.
«После выхода на связь турецкое судно по рекомендации корабля Черноморского флота и в целях обеспечения безопасности мореплавания изменило свой курс и безопасно разошлось с караваном. Дистанция расхождения составила более 2 морских миль. Попыток остановить и каким-либо образом помешать действиям по буксировке буровой установки турецкое судно не предпринимало», — цитирует агентство РИА «Новости» пресс-службу погранслужбы ФСБ.
Глава Крыма Сергей Аксенов через свой твиттер заявил, что передислокация буровых установок «Черноморнефтегаза» обусловлена исключительно технической необходимостью.