Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Модные гаджеты и новые тренды

,
Накануне праздников 23 Февраля и 8 Марта «Газета.Ru» задала вопросы экспертам, аналитикам IT-рынка и представителям бизнеса о главных трендах на рынке гаджетов и о современных моделях, пользующихся популярностью у покупателей.

Можно ли выделить главный тренд на рынке портативной техники в прошедшем 2009 году?

Аналитик группы Smartmarketing Светлана Завьялова:

Главным итогом 2009 года стал серьезнейший пересмотр подходов к созданию гаджетов. До кризиса на рынке довольно четко просматривалась идея «покрасить в розовый, наклеить стразиков, продать гламурненько». Снизились темпы «гонки мегагерц, мегабайт, мегапикселей». Возможно, это и правильно, но прогресс определенно притормозился, а высокотехнологичные модели едва ли не целенаправленно вытеснялись в самые узкие сегменты. Апофеозом, конечно, стал iPhone, поразивший всех как красотой интерфейса, так и некоторой даже отсталостью технической реализации.

Кризис заставил многих пересмотреть приоритеты. Сценарии потребительского поведения стали радикально меняться. Покупатель стал пристальнее изучать особенности будущего телефона, фотоаппарата, смартфона, плеера... Искать варианты «таких же, но дешевле». В итоге многие изготовители, что называется, второго плана получили возможность увеличить долю на рынке (но, конечно, не все этой возможностью воспользовались). Но в целом наметилась тенденция, скажем так, улучшения показателя «функциональность на каждый доллар цены». И это, пожалуй, самый главный итог 2009 года.

Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин:

На наш взгляд, одним из основных трендов, если рассматривать ситуацию в целом, стал дальнейший рост доли на рынке компактных мультифункциональных устройств, в том числе по причине их большей доступности для массового пользователя за счет заметного снижения стоимости. В частности, использование ряда новых процессоров позволило вывести на рынок ряд сравнительно недорогих и при этом достаточно эффективных, условно сопоставимых по производительности с более дорогими аналогами гаджетов. Данный процесс был весьма очевиден, например, в сегменте нетбуков и, на наш взгляд, в определенной степени даже поддержал рынок ПК в целом в условиях падения платежеспособного спроса. Кроме того, все более актуальными становятся задачи дальнейшего развития возможностей высокоскоростного обмена данных. На наш взгляд, одной из значимых тенденций стоит назвать рост числа устройств, поддерживающих форматы 3G и 4G (в случае с Россией это WiMAX).

Директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J'son & Partners Consulting Сергей Савин:

Если говорить о рынке портативной персональной электроники в целом, то единственный тренд, который может быть применим ко всей индустрии в 2009 году, — это все больший интерес к различным гаджетам со стороны потребителей. Производители нашли ряд решений, которые помогли компаниям пережить непростые времена. Эти решения в 2009 году лежали в двух ключевых направлениях — 1) снижение издержек и рыночных цен, 2) эксплуатация всех инноваций и нововведений, определяющих жизнь современного человека. Но если рассмотреть отдельные категории устройств, то я бы выделил следующие тренды и тенденции:

Рынок портативных компьютеров:

В целом ноутбуки уверенно теснят настольные ПК в мире и в России. При этом, на мой взгляд, одним из ключевых драйверов, определяющих развитие рынка ноутбуков в 2009 году, стали нетбуки. Относительно недорогие портативные компьютеры в условиях кризиса пользовались стабильным спросом у покупателей. И я думаю, что дальнейшее развитие рынка ноутбуков в 2010 году будет определяться теми нововведениями, которые привнесли нетбуки: компактные размеры, большой срок автономной работы. Но при этом новые устройства станут более производительными и будут обладать большим размером экрана. Я думаю, что в 2010 году на рынке ноутбуков одним из основных трендов будет развитие линеек ультакомпактных (тонких) ноутбуков, которые будут обладать более мощными вычислительными способностями, чем нетбуки.

Рынок мобильных телефонов:

Финансовый кризис не оставил без внимания и эту индустрию. По данным наших исследований, в условиях кризиса многие покупатели сделали свой выбор в пользу недорогих телефонов, что сказалось на росте продаж смартфонов и коммуникаторов. Но при этом производители смогли найти нишу, которая, на мой взгляд, стала одним из наиболее заметных трендов в 2009 году, — телефоны с сенсорными экранами («тач-фоны»). В 2009 году сенсорные технологии, характерные для дорогих коммуникаторов, вышли на массовый рынок, будучи реализованы в относительно недорогих мобильных телефонах. Эти устройства стали популярными. Если говорить про тренды 2009 года, то, безусловно, это «тачфоны», а также устройства на платформе Android. Не уверен, что в России платформа Android станет заметной тенденцией в 2010 году, но на мировом рынке эта платформа является самой ожидаемой и ангажированной.

По остальным типам устройств я могу выделить следующие тренды: для потративного фото и видео это HD и интеграция с популярными интернет-сервисами; для плееров — рост объема памяти и развитие функционала (от музыки к видео и интернету). Хочу отметить, что эти категории устройств находятся под большим прессингом со стороны мобильных телефонов, функционал которых постоянно растет.

Какие гаджеты были в 2009 году популярны у покупателей?

Коммерческий директор «Вобис Компьютер» Михаил Чернышов:
Первую половину прошлого, 2009 года сложно отметить какими-то яркими трендами. Был экономический кризис, а в кризис неплохо продаются товары только двух ценовых категорий — нижний ценовой сегмент и (конечно, в небольшом количестве) товары премиум-класса.
Во второй половине года уже можно отметить некоторые интересные тенденции. В коммуникаторах это в первую очередь растущая популярность новой операционной системы Android и, как результат, в премиум-сегменте интересной моделью года стала HTC Hero, в бюджетных моделях — Highscreen Zeus. Из устройств на Windows Mobile лидерами я бы назвал HTC HD2 в премиум-сегменте, а в нижней ценовой категории RoverPC и Gigabyte GSmart — модели стоимостью ниже 10 тысяч рублей.

Пиар-менеджер компании «Белый Ветер Цифровой» Людмила Семушина:

Среди ноутбуков сложно выделить абсолютного лидера 2009 года. Лучше всего продавались ноутбуки с экраном 15'' и ценой до 20 тысяч рублей. Среди ноутбуков Apple самым популярным был MacBook Pro 13''. Если говорить про нетбуки, то самым популярным был Samsung NC 10 c WiMax. Самым популярным смартфоном оставался iPhone от Apple, также были популярны Nokia 6300, Nokia 5800, Samsung 5212 и HTC 4G. Среди навигаторов выделю Shturman Link 300.

Руководитель отдела закупок портативной техники компании «Евросеть» Михаил Бобёр:

В числе гаджетов, популярность которых в 2009 году выросла по сравнению с 2008 годом, можно назвать коммуникаторы, в частности, Samsung WiTu, HTC Leo и HTC Touch 2. Это обусловлено существенным снижением цен и улучшением технических характеристик аппаратов. Они стали более доступными и надежными, вследствие чего значительно повысился уровень доверия пользователей к данному виду продукции.

Другое направление роста — видеоплееры. Наиболее популярным в этом сегменте стал Quomo Vision. Это объясняется тем, что портативные DVD как класс техники постепенно теряют позиции на рынке. На смену им приходят гаджеты, работающие в формате MP4 на флеш-памяти, с большими экранами (4–10»). Они легче по весу, надежнее, воспроизводят больше форматов, дольше работают без подзарядки батареи (3–4 фильма против одного фильма на DVD) и обладают большей функциональностью. При этом по цене устройства MP4 сопоставимы с DVD-плеерами.

Большой скачок произошел в сегменте нетбуков. Лидерами в 2009 году стали Samsung N310 (WiMax), Lenovo S10-2 (3G), Acer AO 531h (WiMax). Высокий спрос на них спровоцирован массовым распространением мобильного интернета (WiMax и 3G).

Генеральный директор RoverComputers Сергей Смирнов:

Многие компании сильно задел экономический кризис. Продавались практически только дешевые модели, которых порой даже не хватало. Во второй половине года, когда экономический кризис немного схлынул, появились какие-то тренды, которые можно обозначить.
В ноутбуках таким трендом стало использование ULV-процессоров (Ultra Low Voltage — ультранизкое напряжение), позволяющие ноутбуку стать тоньше, легче, дольше работать автономно и практически без потери производительности.

По коммуникаторам почти такая же ситуация, как и по рынку в целом. Во второй половине года заметный тренд, который можно выразить одним словом, — Android. Сопровождал этот тренд постоянный информационный шум вокруг новой операционной системы. Во второй половине года, подтверждая тренд, лидером по популярности у покупателей стал Android-коммуникатор HTC Hero.

Если говорить о рынке плееров, то там не так много игроков и по большей части это российские компании — Nexx, Texet, Explay. Отсутствие оборотных средств отрицательно и довольно сильно сказалось на плеерах бренда Nexx.

Стоит отметить, что и в сегменте смартфонов, и в сегменте ноутбуков, и в сегменте плееров по-прежнему, несмотря на кризис, хорошо продается Apple. Он позиционирует свои продукты как премиум-класс с ценой в верхнем диапазоне, а в кризис продаются товары низкого и верхнего ценового сегмента.

Менеджер по продуктам компании HTC Евгений Павлов:

Ноутбуки

Сложилось мнение, что продукты компании Apple все больше проникают и на наш рынок. Тренд скорее не в количестве продаж, а именно в популярности у потребителя (в хорошем смысле этого слова). На мой взгляд, ноутбуки Apple — например, MacBook Pro — разумно сбалансированы по цене/размеру/производительности. Объяснить такую востребованность просто: Apple создала культовый бренд, грамотно и комплексно подходя к маркетингу и созданию новых продуктов.

Фототехника

В 2009 году, несомненно, лидировали зеркальные фотокамеры всех размеров. Образ человека с «профессиональной зеркалкой» сразу дает убеждение «ну вот теперь-то у меня тоже будут хорошие снимки». Из брендов тут отличились Canon, как старожил рынка, делающий хорошие, добротные камеры, и Panasonic, как активный инноватор, первый запустивший камеру формата Micro 4/3. Наиболее популярными продуктами я бы назвал Canon G7/G9 и Lumix DMC-LX3.

Коммуникаторы

Если в России 2009 год был Годом молодежи, то на рынке коммуникаторов 2009 год, несомненно, стал годом Android. Новая операционная система ворвалась на рынок и буквально вскружила всем голову. Телефон + Android — это самый простой способ, чтобы звонить и писать сообщения, что люди и делают в 70% времени работы с коммуникаторами. В тоже время он очень хорош, чтобы в оставшиеся 25% читать почту, слушать музыку, фотографировать и общаться в социальных сетях, а также удобен даже для 5% времени, когда мы используем коммуникатор для работы с различными программами. Это система, которая взяла одной рукой производителя, дав ему возможность сделать все, что он хочет, с устройством, а другой покупателя, предложив ему простой и удобный инструмент для повседневных задач.

Ваши прогнозы на 2010 год: какая группа устройств может стать драйвером рынка портативной электроники, появятся ли на рынке новые виды устройств?

Аналитик группы Smartmarketing Светлана Завьялова:

Apple iPad наделал много шума, но драйвером рынка он станет вряд ли. Все-таки массовый потребитель не видит надобности в планшете — об этом говорит вся история этого типа изделий. Когда-то уже провалились Table PC, забыты UMPC, MID влачат жалкое существование, Nokia была вынуждена перепрофилировать серию N800 в коммуникаторы... У массового пользователя нет потребности в таком устройстве. Радикально новых типов гаджетов, скорее всего, не возникнет... А если и возникнут, то в этом году, скорее всего, не успеют стать популярными: широким массам нужно время, чтобы осознать возможности очередной цифровой новинки.
<1>
Более вероятно, что 2010 год пройдет под знаком удешевляющихся WID (Wireless Information Devices). В прошлом году массы распробовали «неголосовые» возможности телефонов — навигацию, игры, чтение, видеосвязь и др. В этом, несомненно, начнется конкуренция и попытки изобрести нечто новое (на место нового хорошо проецируется т. н. «дополненная реальность», кстати). Собственно, процесс уже начался, недавние навигационные анонсы Nokia — это ясный сигнал.

Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин:

Вполне вероятно, что сегмент «планшетов» будет развиваться достаточно динамично и выделится в достаточно крупный сегмент рынка, который сможет составить заметную конкуренцию традиционным решениям, в первую очередь, вероятно, нетбукам. Несколько интересных новинок уже анонсировано. Еще более привлекательно, по крайней мере с точки зрения функционала, выглядят некоторые концептмодели. Впрочем, сроки реализации последних и их выхода на рынок пока остаются неочевидными. Поэтому вполне возможно, что процесс активного развития этого рынка займет сравнительно длительный период, но вполне вероятно, что это станет трендом на ближайшие несколько лет.

Директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J'son & Partners Consulting Сергей Савин:

Что касается новых устройств, которые могли бы стать заметным явлением на рынке портативной потребительской электроники, то на текущий момент я не стал бы утверждать, что новые веяния (например планшетные ПК) смогут по итогам года претендовать на роль заметного тренда. Хотя я думаю, что именно эта ниша будет одной из самых насыщенных по количеству анонсов новых продуктов.

Что интересного может появиться на рынке портативной техники в этом году?

Коммерческий директор «Вобис Компьютер» Михаил Чернышов:

В новом году перемены видятся в сегменте именно touch pad, планшетных компьютеров. Недавний анонс Apple iPad, конечно, задал тон рынку интернет-планшетов. В ближайшее время как минимум появится множество «повторений» iPad от других производителей. Это будут устройства, близкие по дизайну, функциональности, идее использования, которые будут тем или иным образом конкурировать с Apple iPad.

Также будет расти рынок нетбуков. Скорее всего, это будут устройства с обновленной функциональностью — с touchscreen-дисплеем, поворачивающимся экраном, мультитачем и прочими приятностями. То есть получится нетбук с функциями интернет-планшета. Конечно, устройства в массе своей будут обладать встроенными модулями беспроводного интернета (3G/Wi-Fi /WiMAX) для удобного выхода в сеть где угодно и когда угодно.

Что касается рынка коммуникаторов и смартфонов, то тут продолжится гонка мегагерц и мегабайт. Революционного в этом сегменте рынка в 2010 году, скорее всего, ничего не случится. Все революционное вроде экрана высокого разрешения (VGA) для коммуникаторов уже изобрели.

Пиар-менеджер компании «Белый Ветер Цифровой» Людмила Семушина:

В 2010 году все с нетерпением ждут появления на российском рынке iPad от компании Apple. Если говорить о телефонах, то это iPhone 3GS, Motorola Mailstone и HTC HD (на Android). Что касается навигаторов, то наибольшей популярностью будут пользоваться навигаторы, отслеживающие пробки, стоимостью до 7000 руб.

Руководитель отдела закупок портативной техники компании «Евросеть» Михаил Бобёр:

В 2010 рынок ожидает появления планшетов, причем не только от Apple, но и от других производителей. Значительно расширится ассортимент 3G-ё и WiMax-устройств. Прогнозируется рост популярности GPS-навигаторов с сервисом предупреждения об автомобильных пробках. Предполагаю, что большой рывок произойдет в сегменте электронных книг. Другой ожидаемый тренд — массовое распространение гибридных (зеркально-цифровых) фотокамер.

Менеджер по продуктам компании HTС Евгений Павлов:

По поводу больших революций в мобильной технике на 2010 год меня терзают большие сомнения.
Во-первых, сразу они не случаются, а учитывая, что в 2008–2009-м многие компании сократили бюджеты, вероятность инноваций в 2010 невелика.
Во-вторых, компании достаточно много нового предложили пользователям в 2009-м, соответственно, в 2010-м это нужно все окупить. То есть будет больше качественного развития: элементарно «больше памяти», быстрее процессоры, прозрачнее оптика, доступнее цены. Дизайн и технологичность — вот тренды 2010-го. Повсеместное распространение AMOLED-экранов, интеграция новых, в том числе и облачных, сервисов в коммуникаторы и планшеты. Гонка минимизации должна придти на рынок профессиональных фотоаппаратов.

Новости и материалы
В России отзовут 20 тысяч китайских авто из-за отсутствия важной детали
Назван самый популярный у зумеров новогодний фильм
Умер бывший руководитель Suzuki Осаму Судзуки
«Алроса» ожидает роста цен на алмазы
Власти Чечни объявили 28 декабря днем траура в связи с авиакатастрофой под Актау
Фон дер Ляйен уличили в желании воевать с Россией в ущерб европейцам
Российская пенсионерка отдала мошенникам 18 млн рублей после звонка от «директора»
Грозы могут увеличивать силу таинственных гамма-лучей из космоса
Появилось видео авиакатастрофы в Актау глазами спасателей
В Москве Дед Мороз на грузовике с огромным подарком попал на видео
Гендиректор «Росхимзащиты» получил условный срок по делу о мошенничестве
В ВСУ призвали отправить воевать 15-летних украинцев
Volkswagen опубликовал фото новой модели хетчбэка
В Польше возмутились обращением с иностранными наемниками на Украине
Лолита сменила имидж: «Состригла ковидное наследие»
56-летняя Кайли Миноуг показала архивное фото без брюк: «Икона»
Sakharov Review и «Трансперенси Интернешнл-Россия в изгнании» стали иноагентами
В Турции рыбаки взяли под опеку пеликана, отбившегося от стаи
Все новости