Многие модели автонавигаторов помогают не только находить себя на карте, но и прокладывать маршрут в объезд пробок. Также весьма полезно заранее узнать о приближении к камере контроля скорости или увидеть расположение ближайших к вам магазинов, кафе или заправок. В конце концов, вы можете собраться в автопутешествие по России (или по Европе) – и тут толковый навигатор окажется еще полезнее.
Главный вопрос: какой навигатор вам нужен? Как не ошибиться при выборе устройства?
Оставим в стороне встраиваемые в автомобиль системы, а также смартфоны со специальным программным обеспечением — в этой статье речь пойдет только о PND (Personal Navigation Device), то есть о классических автонавигаторах.
Первый вопрос, на который вам придется ответить: где вы планируете использовать навигатор?
От того, в каком регионе вы будете ездить, зависит многое, в частности, выбор навигационной системы. В большинстве случаев на купленном вами автонавигаторе уже установлен тот или иной софт с набором карт. Конечно, при желании его можно заменить, но зачем создавать себе лишние трудности? Кроме того, часто автонавигатор бренда ХХХ можно купить с навигационной системой YYY, ZZZ и NNN – на ваш выбор.
Итак, для начала выбираем навигационную систему.
Ниже в таблице приведены наиболее распространенные в России навигационные системы (навигационная программа + набор навигационных карт) с нашими краткими комментариями. Мы будем исходить из того, что для российского читателя наиболее актуальны автопробеги по России и странам Европы, поэтому другие континенты в обзоре учитывать не будем.
Если вы планируете, например, покататься на машине по Европе, смело выбирайте устройство с TomTom или iGO – не ошибетесь. Но что же делать с навигатором, вернувшись в Россию? Ни один гаджет не заслуживает того, чтобы валяться без дела. Поэтому помните: программное обеспечение любого автонавигатора может быть заменено на альтернативное. У одних моделей для этого вам потребуются определенные познания в области компьютерной техники, у других (например, у Lexand серии 56Х) достаточно нажать одну кнопку. В любом случае вы вольны выбирать наиболее подходящую навигационную систему сами.
Если имеется такая возможность, выбирая гаджет, попробуйте «на ощупь» интерфейсы разных навигационных систем. Сколько людей – столько и мнений: кто-то считает идеалом эргономики экранную оболочку iGO, а кому-то нравится «Навител Навигатор».
Вообще удобство графического интерфейса – немаловажная вещь, поскольку часто навигаторами пользуются во время движения, возиться с ним времени нет.
Важно, чтобы наиболее часто используемые функции находились максимум на расстоянии в несколько кликов. В этом отношении стоит выделить «Прогород» с редактируемым меню быстрого доступа. Такая же функция есть в последней версии «СитиГИД» (3.5).
Теперь о «железной», или, используя профессиональный термин, аппаратной части автонавигатора. PND – это мобильный компьютер, работающий под управлением операционной системы из семейства Windows CE. «Ближайший родственник» – КПК или карманный компьютер, недаром КПК часто используют для навигации. Платформа Windows CE, разработанная для использования в «околокомпьютерных» устройствах, отличается стабильностью работы и дружелюбностью к пользователю. Хотя самой операционной системы владелец навигатора может и не увидеть: она, как правило, скрыта за графической оболочкой. Но это и хорошо: крупные иконки и минимум лишней информации делают управление PND несложным делом.
Важнейший элемент автонавигатора – сенсорный дисплей. Именно он определяет габариты навигатора, класс устройства, цену, область применения и пр. Сразу после того, как вы определились с навигационной системой, надо подумать, экран какого размера вам подходит. Этот параметр напрямую зависит от того, где и как навигатор будет закреплен в салоне автомобиля. В общем виде правило такое: чем ближе к глазам находится устройство, тем меньшая диагональ экрана потребуется. Естественно, не стоит впадать в крайности и крепить навигатор на руле. После того как вы определились с местом размещения PND, пора посетить ближайший магазин электроники.
Поначалу вы будете ошарашены. В настоящее время на рынке представлены порядка двух десятков навигационных брендов, а общее количество моделей переваливает за сотню. Именно поэтому сначала определитесь с диагональю экрана. Расстояние от навигатора до ваших глаз мы уже выяснили, осталось понять, дисплей какого размера нам нужен. Поставьте несколько моделей с экраном разного размера перед собой и попробуйте понять, с каким из них вам наиболее комфортно.
Скорее всего, это будет навигатор с диагональю экрана 4–5 дюймов — своеобразный стандарт на сегодня.
Для совсем маленьких машин подойдут 3,5» модели, а в минивэн или грузовик без проблем поместится и семидюймовый аппарат. Отметим, что крупные навигаторы неудобно носить с собой, а хранить их в машине попросту негде. Оставлять же устройство «в боевом положении», то есть закрепленным в держателе на стекле, небезопасно. Во-первых, у нас еще не искоренили воровство. Во-вторых, летом устройство может попросту расплавиться на солнце. Поэтому при прочих равных стоит остановиться на компактном и тонком навигаторе: его можно носить и в кармане пиджака, и в дамской сумочке, а также прятать в бардачок в тот момент, когда вас нет за рулем.
Далее. Мы уже знаем «калибр» навигатора и определились с программным обеспечением, которое на нем должно быть установлено. Но на этом муки выбора только начинаются!
Если вы попросите консультанта магазина показать вам, например, «четырехдюймовый навигатор с iGO», он сходу предложит вам чуть ли не десяток моделей разных брендов. Поэтому несколько рекомендаций по выбору бренда.
Как ни странно, известное имя не всегда гарантирует качество навигатора. Направление автонавигаторов у крупных брендов обычно находится на положении Золушки в известной сказке. Определенной гарантией качества могут служить как раз компании, специализирующиеся на навигационных решениях. Однако тут вас может подстерегать другая проблема: некоторые западные поставщики навигационных программ и картографии по только им известным причинам обходят вниманием Россию (тот же TomTom). То есть карты страны вроде бы есть, но по точности, актуальности и уровню детализации они не выдерживают никакой конкуренции. Еще можно вспомнить пресловутую российскую систему адресации (дом / корпус / строение / владение / квартал и пр.). Ее стопроцентная поддержка обычно встречается только в отечественных навигационных продуктах. Вот и получается, что смотреть надо на бренды пусть и не слишком раскрученные, но занимающиеся исключительно навигацией и (в обязательном порядке) сотрудничающие с российскими производителями навигационных систем. В качестве примера можно привести уже упомянутый Lexand, сравнительно молодой российский бренд Texet или известную тайваньскую торговую марку Mio.
Вместе с тем не рекомендуем вам экономить на качестве и покупать самый дешевый из навигаторов. Даже при наличии российской навигационной системы «дать слабину» может аппаратная часть: качество сборки дешевых устройств обычно невысокое. Иногда навигатор достаточно взять в руки, чтобы понять, «откуда ноги растут». Скрипящий при нажатии корпус с неплотно пригнанными панелями, болтающиеся заглушки разъемов — все это должно вас насторожить.
В целом цена навигационной железки напрямую зависит от диагонали дисплея. Для устройств с диагональю экрана 3,5» нижний предел цены, за которым резко растут шансы купить некачественное устройство, составляет 4 000 рублей. Для навигаторов 4,3» — это 5500–6000 рублей, а для пятидюймовых – 7500 руб. Также удорожать навигатор могут дополнительные модули: Bluetooth, FM-трансмиттер и GSM-GPRS-модем, который нужен для выхода в интернет и приема «пробочной» информации.
Теперь пару слов о технических характеристиках. Частота процессора современного навигатора редко опускается ниже 400 МГц. Этого вполне достаточно для комфортной работы с навигационной системой и дополнительными утилитами. Не рекомендуем покупать устаревшее устройство со слабым процессором: скорее всего, при прокладке длительных маршрутов навигатор будет «тормозить».
О размере экрана мы уже говорили, теперь пара слов о его разрешении (то бишь, количестве пикселей). Для экранов 3,5» нормой считается 320х240 пикселей, для четырех-пятидюймовых - 480х272. Меньшее значение приведет к зернистости картинки, что не слишком хорошо.
Некоторые современные навигаторы подобно коммуникаторам и смартфонам могут похвастаться так называемым touch-дисплеем. В этом случае экран лишен бортиков и выполнен вровень с лицевой поверхностью устройства. Делается это не только для красоты, но и для удобства: таким дисплеем проще управлять пальцами.
Вообще дизайн – это последний в нашем рассказе, но немаловажный фактор. Ведь навигатор – это уже не просто полезное электронное устройство. Это часть интерьера вашего автомобиля, аксессуар, если хотите. Именно поэтому после тщательной оценки технических характеристик и функциональности всех представленных на рынке моделей стоит подержать их в руках и ответить на простой вопрос: нравится ли мне этот гаджет? Это обязательное условие, потому что вкусы у всех разные. Например, навигатор, выполненный в дизайне iPhone, может произвести на двух людей совершенно полярное впечатление. А все потому, что один из них без ума от продукции Apple (в частности, от iPhone), а другой этот бренд на дух не переносит.
Производители Lexand просто скопировали дизайн iPhone — и в части достоинств, в части недостатков.
И последнее. Навигатор помогает вам проложить маршрут, подсказывает название улицы, по которой вы едете, или даже доставляет информацию о загруженности улиц… Но PND никогда не будет (да и не должен) думать за водителя. Недаром все навигационные системы при первом запуске выводят сообщение «При вождении руководствуйтесь правилами дорожного движения и здравым смыслом». Не забывайте об этом!