Пресненский суд Москвы в среду отказал в удовлетворении 18 исков к правительству России о компенсациях по вкладам в Сбербанке, «сгоревшим» в начале 90-х. В четверг будут рассмотрены иски еще 11 человек. По словам адвоката потерпевшей стороны Алексея Орлова, на вынесение решения суду потребовалось всего восемь минут. Представители правительства в суд не явились и письменного объяснения своей позиции не представили, сказал Орлов. «Наше дело правое. Мы будем бороться до победного конца», — заверил «Газету.Ru» юрист, добавив, что через пять дней, когда суд представит мотивировочную часть решения, потерпевшие намерены подать кассационную жалобу.
Орлов не исключает возможности подачи иска и в Европейский суд.
Государством были нарушены положения Европейской конвенции о защите прав человека, говорит юрист.
По мнению Орлова, вкладчики имеют право требовать компенсации в соответствии с законом «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ», принятым в 1995 году. Он признавал вклады клиентов Сбербанка, внесенные до 20 июня 1991 года и обесцененные инфляцией начала 90-х годов, внутренним долгом государства. То есть правительство обязано по закону выплатить компенсацию. Однако конкретная процедура должна быть прописана в другом федеральном законе, а его до сих пор нет. «Поскольку правительство — единственный орган, уполномоченный заниматься погашением внутреннего долга, мы хотим обязать его разработать такой законопроект», — прокомментировал «Газете.Ru» свою позицию Орлов.
По словам партнера юридического бюро «Григорьев и партнеры» Никиты Федорова, похожее дело уже было на рассмотрении в 2003 году в Тверском суде, где вкладчица подавала иск также к Сбербанку с целью получения компенсации. Тверской суд в удовлетворении требований истицы отказал, мотивируя это тем, что процедура выплаты компенсации не определена.
По мнению юриста, все это дает основания полагать, что закон, принятый в 1995 году, носил «декларативный характер».
«К нему не было принято ни одной поправки», — замечает эксперт. И в ближайшее время вряд ли что-то изменится, считает Федоров.
По мнению экспертов, шансы у вкладчиков Сбербанка получить компенсацию невелики. «Формально правительство реализует закон 1995 года, выпуская постановления, определяющие размер так называемой «предварительной компенсации», – говорит научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер. Однако размер таких компенсаций очень маленький. «Максимальные выплаты там достигают 1000 современных рублей. Правда, для самых социально уязвимых слоев населения компенсации выплачиваются в соотношении «один к одному», и человек, имевший в 1991 году на счету 10 000 советских рублей, теперь может получить 10 000 рублей российских», – поясняет Гонтмахер.
Довольно слабое утешение для вкладчиков, чьи сбережения только с 1991 года по конец 1996 года обесценились в 6 тысяч раз.
По словам руководителя арбитражной группы юрфирмы «Вегас-Лекс» Андрея Карельского, вряд ли вкладчики Сбербанка добьются успеха в суде. Если будет создан прецедент, то банк завалят тысячами подобных обращений, предсказывает эксперт. Поэтому шансов на успех мало, но они потенциально есть, замечает юрист. Однако, по мнению Федорова, эти шансы равны нулю.