Шесть дней, с 21 по 26 августа, в подмосковном Жуковском будет работать Восьмой международный авиакосмический салон МАКС-2007. Свои разработки будут презентовать более 540 российских и 250 зарубежных предприятий. По прогнозам, за шесть дней с их продукцией ознакомятся более 600 тысяч человек. «Россию будут представлять на 130 компаний больше, чем на МАКС-2005, а количество иностранных участников возросло в полтора раза», — сказал глава Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин.
Во вторник на выставку приехал президент России.
После выступления на открытии Международного авиасалона «МАКС-2007» Владимир Путин прошел в одно из шале, откуда он будет наблюдать за демонстрационными полетами, передает РИА «Новости». За одним столом с президентом расположились первый вице-премьер, председатель Совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Иванов, министр обороны Валерий Сердюков, глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов, Главком ВВС Александр Зелин.
Как показывает опыт прошлых лет, обычно производители самолетов ждут, что российский президент посетит именно их павильон или посидит в кабине именно их самолета. Тогда мировая реклама их продукции обеспечена.
Среди иностранных гостей по количеству представителей лидируют США, их представляют около 40 компаний. За ними следуют Украина (34), Германия (30) и Франция (28). Международные авиационно-космические салоны проводятся в России один раз в два года. Экспозицию предыдущей выставки — МАКС-2005 — осмотрели около 800 тыс. человек. Тогда в Жуковский приехали около 50 тыс. представителей деловых кругов из 42 стран, за время проведения салона они заключили сделки на общую сумму почти $1 млрд. В работе МАКС-2005 приняли участие 654 предприятия и фирмы из 40 стран мира. На статической стоянке демонстрировалось более 200 летательных аппаратов различных типов, большинство которых было отечественного производства.
Основной новинкой российских предприятий станет Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), впервые участвующая в мероприятии подобного уровня. В двух павильонах будут собраны все предприятия ОАК, представляющие как военную, так и гражданскую авиатехнику.
По словам организаторов, особенность экспозиции в том, что на ней будут представлены различные модификации одних и тех же самолетов — как с российскими, так и с иностранными оборудованием и двигателями.
Работа салона будет поделена на два этапа. Основная часть посетителей попадет на выставку ближе к выходным, а первые три дня будут посвящены деловым мероприятиям. И хотя МАКС предваряют крупнейшие мировые авиасалоны в английском Фарнборо и французском Ле Бурже, в рамках которых заключается немало крупных контрактов, российские производители рассчитывают на выгодные предложения от зарубежных партнеров. Впрочем, многие контракты, которые будут подписываться на выставке, фактически уже заключены, и их торжественное объявление специально было отложено до салона.
Внимание любителей военной техники привлекут суперсовременный истребитель МиГ-35 и корабельный истребитель МиГ-29К, разработанный для ВМС Индии. Боевые истребители покажут и ВВС США, лишь третий раз участвующие в МАКСе.
Американская делегация привезла два боевых истребителя F-16 (Fighting Falcon) и три многоцелевых истребителя F-15 (Strike Eagle), один из которых будет участвовать в показательных полетах.
Также в воздухе над МАКСом можно будет наблюдать новейший российский истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-32.
«Иностранные заказчики смогут сами в реальном времени сравнить наши «МиГи» и «Су» с их основными конкурентами, сопоставить их ресурс и маневренность», — отметил гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов.
Среди новейших разработок вооружения в Жуковском впервые будет представлена зенитная ракетная система С-400.
Также можно будет увидеть образец ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1», крылатую ракету «МетеоритА» и облегченную боевую машину залпового огня «Смерч». В летном показе впервые будет участвовать боевой самолет Як-130 с вооружением (2 ракеты Р-73 «воздух--воздух», 2 контейнера Б-8 с неуправляемыми ракетами «воздух--земля», а также с двумя подвесными топливными баками).
Не менее значимым будет и гражданский сектор. В павильонах Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) представят два ведущих проекта в области гражданского авиастроения. Речь идет о магистральном самолете XXI века — МС-21 и региональном SuperJet-100, реализуемом при участии зарубежных партнеров. Модель SuperJet уже готова, но первые полеты пойдут лишь в декабре 2007-го, после чего потребуется год на сертификацию. Зато на авиасалоне МАКС-2009 новый лайнер можно будет наблюдать во всей красе.
Космическая экспозиция авиасалона включает в себя сразу несколько проектов, которые до сих пор широкая публика не видела.
Прежде всего, впервые представляет свою концепцию многоразового пилотируемого транспортного комплекса Космический центр им. Хруничева. Она разрабатывалась несколько лет и была представлена узкому кругу специалистов в рамках закрытого тендера Роскосмоса на создание российской космической транспортной системы нового поколения, однако конкурс был признан несостоявшимся.
На стенде предприятия: базовая модификация пилотируемого транспортного корабля с многоразовым возвращаемым аппаратом — он предназначен для доставки на орбитальную станцию экипажа из 6 человек и возвращение грузов массой до 500 кг (корабль будет иметь длительность автономного полета 3 суток). Здесь же пилотируемый транспортный корабль с увеличенной длительностью автономного полета для проведения научных и прикладных исследований в полете до 30 суток (его экипаж может состоять из 2-3 человек, а масса возвращаемого на Землю груза — до 700 кг). Хруничевцы демонстрируют и целевой модуль орбитальной станции (масса одного такого модуля - до 24000 кг, включая около 10000 кг научного и экспериментального оборудования). Кроме того, предприятие представляет семейство перспективных ракет-носителей «Ангара», в том числе «Ангара-А5П» (масштаб 1:10), который планируется использоваться для реализации пилотируемой программы. «Ангара-А5П» также демонстрируется впервые.
Кроме того, на МАКС-2007 впервые представлен масштабный макет перспективной межпланетной станции для доставки на Землю образцов грунта Фобоса и дистанционного изучения Марса — «Фобос-Грунт», разработанный в НПО им. Лавочкина (станция отправится к Марсу в октябре 2009 года). НПО демонстрирует и макеты автоматического космического аппарата для исследования Луны и окололунного пространства «Луна-Глоб». На авиасалоне предприятия, входящие в структуру Роскосмоса, представляют уже существующие и перспективные космические аппараты — «Глонасс-К», «Экспресс-АМ», «Спектр», «Монитор» и другие. Планируется, что в ходе МАКСа глава Роскосмоса Анатолий Перминов сделает несколько серьезных заявлений — не исключено, что речь пойдет о создании нового российского космодрома на Дальнем Востоке, куда уже несколько раз ездили с разведкой специалисты агентства. Также, возможно, речь пойдет о доработке Российской космической программы с учетом пилотируемых лунных проектов. Пресс-конференция Перминова и глав ведущих предприятий российской ракетно-космической отрасли состоится в среду.