«Вымпелком» вышел на рынок Иркутской области, закрыв сделку по приобретению ЗАО «Корпорация «Северная корона» (КСК) у шведского оператора-дискаунтера Tele2. Стоимость сделки составила $232 млн, говорится в пресс-релизе «Вымпелкома». «Приобретение компании серьезно усиливает наши позиции в России», — так прокомментировал завершение покупки КСК исполнительный директор «Вымпелкома» Николай Прянишников. Шведы, продав КСК, получили не только деньги, но и скидку на национальный роуминг в сетях «Вымпелкома» для российских абонентов Tele2.
Двустороннее соглашение операторов, касающееся роуминга, будет действовать в течение 10 лет.
В пресс-службе «Вымпелкома» намекнули, что одной лишь КСК дело может не ограничиться — оператор заинтересован в покупке других компаний региона. Впрочем, уточнила пресс-секретарь компании Елена Прохорова, пока рано говорить о чем-то конкретном. По ее словам, «Вымпелком» не ведет никаких переговоров по покупке других активов Tele2.
Какие у КСК перспективы для роста в регионе с номинальным уровнем проникновения сотовой связи в 107% (подсчеты «Вымпелкома»), на первый взгляд не совсем понятно. И все же реальное проникновение сотовой связи составляет лишь 60%, констатирует аналитик iKS-Media Маргарита Зобнина. Также, по ее словам, «Вымпелком» может попытаться «перебить абонентов у других игроков» в регионе.
По подсчетам ведущего аналитика ИК «Велес-Капитал» Ильи Федотова, «Вымпелком» заплатил около $400 за одного абонента. «Это недорого», — утверждает Федотов, напоминая, что «Вымпелком» в 2006 году заплатил примерно $540 за абонента при покупке армянского сотового оператора «Арментел», а МТС выложил более $600 за каждого подписчика услуг в Киргизии. Старший аналитик ИК «Тройка-Диалог» Андрей Богданов отказался оценивать, переплатил ли «Вымпелком» за КСК. «Для этого (адекватной оценки. — «Газета.Ru») не хватает данных», — уверен Богданов.
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты считают, что сделка, заключенная между «Вымпелкомом» и Tele2, выгодна обеим компаниям. «Вымпелкому» был необходим выход на дальневосточный рынок», — убежден Богданов. Здесь необходимо уточнить, что по определению Мининформсвязи Иркутская область входит в дальневосточную лицензионную территорию.
Интерес к Дальнему Востоку объясняется тем, что у оператора нет GSM-лицензий в 10 регионах Дальневосточного округа.
По словам Федотова из «Велес-Капитала», компания была готова заплатить $232 млн не только за новых абонентов, но и за снижение издержек на региональный роуминг для уже существующих. Tele2 также в накладе не остался, полагает Богданов. С ним соглашается Зобнина. По ее оценкам, сейчас цена КСК максимальна. «Пока на эти активы есть спрос, но в дальнейшем жизнь региональных операторов ухудшится, им будет все тяжелее конкурировать с «большой тройкой», — констатирует эксперт iKS-Media. «Вероятно, Tele2 решила сосредоточиться на европейской части России», — рассуждает Федотов о причинах продажи КСК. Зобнина не исключает, что «Вымпелком» покупкой КСК не ограничится.
Некоторые эксперты склонны полагать, что взаимоотношения Tele2 и «Вымпелкома» после заключения последней сделки могут стать гораздо более тесными, чем раньше. «Заключение дополнительного соглашения о роуминге может быть признаком начала более широкого партнерства между операторами», — отмечает Федотов. «На основании этой сделки не стоит говорить о возможном альянсе», — не соглашается Богданов. По его мнению, интеграция двух операторов бессмысленна. Как бы то ни было, эксперты, к которым «Газета.Ru» обратилась за комментариями, высказали еще одно предположение относительно будущего Tele2. Так, Зобнина из iKS-Media не исключает, что заключение соглашения – первый шаг к превращению Tele2 в виртуального (не имеющего собственных сетей) оператора.
По мнению экспертов, пока говорить о судьбе Tele2 рано. Однако мотивация «Вымпелкома» в подобных сделках очевидна — оператор хочет догнать своего главного конкурента, компанию МТС. Покупка актива Tele2 и укрепление партнерства с ним должно помочь «Вымпелкому» достичь этой сверхзадачи.