Генпрокуратура России ходатайствует о заочном аресте бизнесмена Юрия Шефлера, объявленного ранее в розыск по обвинению в контрабанде алкоголя, сообщила «Газете.Ru» руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева. «В Басманный суд Москвы поступили материалы из Генпрокуратуры об избрании меры пресечения в виде ареста Юрию Шефлеру», — сказала она. По ее словам, ходатайство будет рассмотрено 13 августа. По неофициальным данным, предприниматель уже долгое время проживает за рубежом. В частности, в Риге, где находится один из заводов его компании S.P.I.
Юрий Шефлер был объявлен в федеральный розыск еще в 2002 году в связи с делом о законности использования товарных знаков, в том числе водок «Столичная» и «Московская».
О контрабанде алкогольной продукции тогда речи не шло.
Открытое противостояние между принадлежащей Шефлеру компанией S.P.I. и российскими властями началось в 2001 году после того, как Высший арбитражный суд не признал компанию правопреемником советской внешнеторговой организации «Союзплодоимпорт» в отношении 17 популярных советских брендов.
Напомним, что в 1991 году госкомпания «Союзплодоимпорт» (экспортер водок, в основном марок «Столичная» и «Московская») была преобразована в одноименное внешнеторговое акционерное общество (ВАО). В середине 90-х годов предприятие утратило контроль над рынком в связи с тем, что государство разрешило производить «Столичную» и «Московскую» всем желающим. В 1997 году владелец группы S.P.I. Юрий Шефлер организовал ЗАО «Союзплодимпорт» (без «о» в середине), которое за $300 тыс. выкупило у ВАО права на 43 водочных бренда, включая «Столичную», «Московскую» и «Русскую».
В течение нескольких последующих лет S.P.I. добилась того, что сторонние производители получили право выпускать «Столичную», «Московскую» и «Русскую» только в случае покупки у S.P.I. соответствующих лицензий.
Одновременно S.P.I. фактически вернула контроль над западным рынком, став эксклюзивным поставщиком русской водки в 76 стран мира.
Оборот группы достиг $680 млн в год. Однако в октябре 2001 года «Роспатент» отобрал у S.P.I. права на выпуск водочных брендов в пользу Минсельхоза под предлогом, что покупка брендов у ВАО прошла с нарушениями. Для производства и продаж «Столичной» Минсельхоз создал федеральное казенное предприятие (ФКП) «Союзплодоимпорт». Между S.P.I. и ФКП последовала череда судебных разбирательств.
В настоящий момент водку под брендами «Московская»и «Столичная» в России производит и реализует «Союзплодоимпорт», а за рубежом — S.P.I. После передачи прав на бренды государству S.P.I. перенесла свое производство в Латвию, где выпускает водку на мощностях рижского завода Latvijas Balzams.
Государство постоянно пытается оспорить право компании Юрия Шефлера на производство и продажу водки под знаменитыми брендами за рубежом.
Но S.P.I. выигрывает многочисленные суды и с успехом торгует русской водкой во многих странах мира.
Объем продаж русской водки под брендом «Столичная» в США оценивается в $375 млн, в остальном мире, не считая России, более чем $100 млн. «Союзплодоимпорт» продает «Столичную» в России на $20 млн в год.
Сейчас прокуратура обвиняет бизнесмена в контрабанде алкогольной продукции, незаконном использовании товарных знаков, право на выпуск которых принадлежит России, а также в организации преступного сообщества. В Мосгорсуде отказались сообщать подробности дела в отношении Шефлера. Участники рынка затруднились ответить, о какой контрабанде идет речь. «Этот вопрос надо задавать Генпрокуратуре», — считают многие. Председатель Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин лишь отметил, что S.P.I. экспортирует водку из России, но не под «спорными брендами».
В «Союзплодоимпорте» отказались комментировать действия Генпрокуратуры. Представитель пресс-службы так же добавила, что руководство не дает комментариев по поводу судебных разбирательств за право на водочные бренды с S.P.I. В самой S.P.I. получить комментарии не удалось.
Перспективы у этого дела пока выглядят весьма туманными. Георгий Осипов, старший юрист юридической фирмы «Магистр & Партнеры» говорит, что в случае признания Шефлера виновным ему может грозить до 5 лет лишения свободы за контрабанду, совершенную группой лиц, и до 6 лет за незаконное использование товарного знака, совершенное группой лиц.
Юрист пояснил, что в случае принятия решения об аресте российская прокуратура потребует от Латвии экстрадиции Шефлера.
«Вопрос об экстрадиции будет рассматривать латвийский суд исходя из того, насколько обоснованы обвинения российской прокуратуры», — пояснил юрист. По его словам, латвийский суд скорее всего откажет, поскольку, как показывает практика, «такие запросы наша прокуратура готовит из рук вон плохо, да и политические отношения с Латвией не дают оснований на это надеяться».