Начавшиеся 8 августа обыски в офисах и на складах крупнейших российских торговцев мобильными телефонами еще не закончены. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на неназванные источники в правоохранительных органах, в пятницу, 10 августа, обыски были проведены в одном из офисов «Евросети» в Москве и на нескольких складах этой компании в Подмосковье. Ранее различные источники сообщали, что 8 и 9 августа правоохранительные органы приходили с проверкой в офисы «Евросети» (и в квартиры топ-менеджеров компании), «Диксис», «Беталинк» и «Цифроград».
Все названные торговцы мобильными телефонами — кроме «Беталинк», компания недоступна для комментариев — отказались комментировать сложившуюся ситуацию официально. Источник в «Цифрограде» сообщил «Газете.Ru», что компания лишь предоставила правоохранительным органам копии «финансовых документов за 2006 год по запросу проверяющих органов», но ни о каких обысках речь не идет.
Источник в другой компании, торгующей мобильными телефонами в России, подтвердил: обыски 8 и 9 августа действительно проводились, 10 августа — нет, в ходе проверки следователи не изымали документы и не предъявили никому обвинений.
Вечером в пятницу Очир Манджиков, пресс-секретарь «Евросети», рассказал «Газете.Ru», что в среду 8 августа в ходе проверок офисов и складов крупнейших сотовых дилеров, следственные мероприятия прошли также в офисе и на складах компании. Компания предоставила всю запрашиваемую информацию. По словам Манджикова, в пятницу в офисах и на складах компании следственные мероприятия не проводились. Официальный представитель Генпрокуратуры подтвердил «Газете.Ru», что лишь 8 августа в «Евросети» проводились обыски. По его словам, все остальные сообщения — в том числе и о том, с чем связана проверка, — прокуратура до сих пор официально не подтверждает.
Действительно, именно причины действий силовиков вызывают сейчас больше всего вопросов. Как рассказал «Газете.Ru» источник в одной из компаний, подвергшихся обыску, проверки связаны с расследованием дела о контрабанде сотовых телефонов, возбужденного в августе 2005 года. Тогда, напомним, МВД задержало в «Шереметьево» партию из 200 тыс. контрабандных телефонов.
Однако какому из розничных торговцев предназначалась эта партия, правоохранительные органы выяснить не смогли.
Дело в 2006 году было передано в Генпрокуратуру. Есть и другая версия, не объясняющая, правда, почему проверки проводились сразу в четырех компаниях: обыски в «Евросети» — это своеобразная месть правоохранительных органов лично председателю совета директоров «Евросети» Евгению Чичваркину. Он в марте 2006 года объявил, что МВД в том же году незаконно арестовало партию из 167,5 тыс. телефонов Motorola стоимостью около $20 млн. Следователи полагали, что телефоны были ввезены незаконно, но потом косвенно признали свою неправоту, вернув трубки «Евросети». Правда, 50 тыс. телефонов из партии были уничтожены — они якобы представляли опасность для здоровья. Сейчас рынок сотового ритейла «белый» на 95%, и это, как уже писала «Газета.Ru», говорит в пользу обеих версий, поскольку проверки связаны с расследованием дел, заведенных в минувшие годы.
Не исключено, что обыски — попытка оказания психологического давления на торговцев мобильными телефонами. «Думаю, только об этом и может идти речь, когда дело расследуют 2 года, а потом вдруг решают обыскивать квартиры топ-менеджеров», — говорит Антон Исупов, заместитель генерального директора адвокатского бюро «Право и дело».
По его словам, через 2 года после возбуждения дела преступник вряд ли будет хранить дома что-либо, представляющее ценность для следствия.
Предполагать, зачем следователям оказывать давление на торговцев, юрист не стал. «Через два года после того как телефоны были ввезены в страну с использованием серых схем, найти какие-либо следы преступления просто невозможно», — соглашается Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group.
Участники рынка неофициально говорят о том, что коррумпированные чиновники привыкли получать деньги от участия в полулегальных схемах ввоза продукции в Россию и теперь недовольны сотовыми ритейлерами, которым нет никакого смысла поддерживать старые связи. При этом формально действия силовиков можно считать законными. Возобновление следственных мероприятий по делу двухгодичной давности вполне возможно, хоть такое и случается редко, считает Андрей Зеленин, партнер юридической фирмы Lidings. Также, по его словам, обыски могут проводиться несколько дней подряд без предъявления обвинений — это не противоречит законодательству.