Во вторник в России во многих торговых точках перестали принимать пластиковые карты American Express (AmEx). Крупнейшая российская компания, контролирующая 50% отечественного рынка операций с карточками, United Card Service (UCS) отказалась их обслуживать.
Конфликт вызван передачей эксклюзивных прав на обслуживание карточек Аmerican Express в России банку «Русский стандарт» с 1 июня 2007 года. В рамках этого соглашения банк стал отвечать за взаимодействие с торговыми организациями и за проведение операций по картам AmEx.
Это, в общем, не означало, что обслуживающие карточки процессинговые компании и банки должны были тут же перестать принимать AmEx. «Подразумевалось, что банки и компании добровольно передадут торговые точки, принимающие карточки AmEx, вместе с оборудованием и клиентами «Русскому стандарту». Но банки почему-то не захотели», — иронически замечает начальник управления развития бизнеса Банка Москвы Альберт Андрианов.
По словам генерального директора UCS Владимира Комлева, в переговорах с его компанией банк «Русский стандарт» выставлял неприемлемые в рамках партнерских отношений условия сотрудничества.
Например, в случае перехода к «Русскому стандарту» точек обслуживания карточек AmEx банк получал возможность также принимать через них карточки Visa и MasterCard. Таким образом, все клиенты магазинов, рассчитывающиеся карточками, перешли бы к «Русскому стандарту», даже не осознавая этого. «Нам хотелось бы иметь дополнительные положения в договоре, чтобы конкуренция была добросовестной. Ведь «Русский стандарт», пользуясь своими эксклюзивными правами, может предложить клиентам более привлекательные условия для сотрудничества по картам American Express, за счет этого получая весь бизнес по платежным системам Visa и Mastercard», — объясняет Комлев.
Чтобы не создавать проблем владельцам карт, банки и процессинговые компании сохраняли статус кво и ждали пересмотра предложений от American Express. «Мы надеялись до последнего момента, что «Русский стандарт» учтет интересы и озабоченность своего потенциального партнера», — говорит Комлев.
Но надежды не оправдались.
UCS первой пошла на решительный шаг. В результате во вторник прием платежей прекратил целый ряд торговых точек.
Сеть магазинов «Седьмой континент», к примеру. «Платежная система American Express занимает незначительную долю в обороте нашей сети. Формат этих карт мы считаем дополнительной услугой для наших клиентов», — объяснил руководитель пресс-службы «Седьмого континента» Леонид Пирогов. На вопрос, когда будет продолжено обслуживание карточек American Express, Пирогов ничего не ответил.
Также расплачиваться по карточкам во вторник нельзя было с МТС. Впрочем, позже расчеты пошли. «Абоненты МТС уже сейчас могут оплачивать услуги с помощью карт American Express в большинстве офисов и центрах продаж компании — там установлены считывающие устройства для приема карт», — сообщила «Газете.Ru» вечером пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.
Компанию American Express ситуация в России не пугает.
Сама схема работы через одного эксклюзивного партнера, как пояснили «Газете.Ru» в компании, традиционна для American Express, по ней компания работает в 70 из 120 стран мира.
«Мы не ожидаем, что конфликт UCS и «Русского стандарта» в долгосрочной перспективе серьезно скажется на финансовых итогах работы American Express в России», — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь American Express Томас Склафани. American Express работает с «Русским стандартом» над заменой терминалов UCS на терминалы российского банка, пояснил он. «Наших клиентов по всему миру, которые могут оказаться в России, мы проинформировали о наличии проблем в стране: в частности, установили несколько «горячих линий» и направляем клиентов к «мерчантам», которые могут провести платежи».
Решение, принятое UCS, не отвечает интересам клиентов как из числа держателей карт American Express, так и из числа торговых организаций, в свою очередь объясняют ситуацию в «Русском стандарте». При этом в банке уверяют, что подавляющее большинство торговых организаций страны обеспечивает бесперебойное обслуживание карт American Express вне зависимости от решения компании UCS. «В числе таких торговых организаций — все гостиничные сети, высококачественные рестораны, авиакомпании, компании по прокату автомобилей и проч. Ключевые розничные сети страны, в частности «Евросеть», «Рамстор», «Перекресток», «Азбука вкуса», «Аптека 36,6», «Техносила», «М.Видео», «Иль де Боте», «Шелл», «Татнефть» и прочие, продолжают принимать к оплате карты American Express», — рассказал начальник управления по связям с общественностью «Русского стандарта» Артем Лебедев.
Однако демаршем одной UCS проблемы AmEx в России могут не ограничиться.
«Большинство банков пока обслуживают карточки AmEx. Но это вопрос времени, если Amrican Express не пересмотрит свои условия», — предупреждает Андрианов. О прекращении обслуживания карточек 7 сентября уже объявила другая процессинговая компания — Compass Plus.
«Чтобы создать такую же сеть обслуживания карточек, «Русскому стандарту» потребуется не один год, плюс огромные человеческие ресурсы и приличные денежные вложения», — считает Андрианов. С торговыми точками нужно будет заключать новые договоры, поставлять оборудование. Между тем только у UCS в России была 21 тысяча точек приема карт AmEх.