В Следственном комитете при Генеральной прокуратуре будет работать 16,6 тысяч человек, а глава ведомства Александр Бастрыкин сможет назначить 12 заместителей. Порядок работы СК регламентирован опубликованным в четверг поздно вечером указом президента Владимира Путина.
Указ «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре РФ» предусматривает, что у председателя комитета, которым в июне был назначен Александр Бастрыкин, может быть до 12 заместителей, в том числе один первый зам и в таком же статусе руководитель военного следственного управления.
Пока неизвестно, за какие направления будут отвечать замы, и кто ими станет. По мнению гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, 12 заместителей должны будут закрыть все существующие направления следственной деятельности. «Это число также говорит о том, что антикоррупционной борьбе будет уделено пристальнейшее внимание. Каждым направлением следственный комитет будет заниматься очень плотно», — заявил он «Газете.Ru».
По мнению депутата Госдумы Викторы Илюхина, ранее работавшего в прокуратуре, число заместителей никак не будет влиять на качество работы.
«Можно и двадцать назначить, если «питерским» мест не хватает. Это глупость. В СССР у генпрокурора было 5 заместителей, и мы справлялись», — сказал он «Газете.Ru».
По мнению депутата, «это порождение бюрократии, трата дополнительных денежных средств, трата средств налогоплательщиков». Илюхин, вообще, является одним из ярых противников создания Следственного комитета. В первую очередь, его не устраивает записанная в законе схема, по которой глава нового органа хотя формально и подчиняется генпрокурору, никак перед ним не отчитывается. «Когда создали следственный комитет, эту централизованность и единство мы серьезно нарушили», — пояснил он.
Всего в комитете будет не более 16 656 человек, из них 3,5 тысячи руководителей следственных органов и 2034 сотрудников органов военной прокуратуры. В середине июля генпрокурор Юрий Чайка объяснял, что в СК передается вся имеющаяся штатная численность следователей прокуратуры и прокуроров-криминалистов. Также новому органу будет передана часть штатной численности прокурорских работников, которые сейчас осуществляют надзор за процессуальной деятельностью следователей органов прокуратуры.
Илюхин уверен, что далеко не все следователи, которые находятся в штате прокуратуры, согласятся перейти в СК: «Некоторые просто останутся в прокуратуре на других должностях».
Закон о Следственном комитете был подписан президентом в июне. В конце того же месяца Совет федерации утвердил назначение замгенпрокурора Александра Бастрыкина председателем Следственного комитета. Однако официально действовать СК начнет только 6 сентября 2007 года. С этого момента право возбуждать и прекращать уголовные дела перейдет в ведение СК.
Любопытно, но начало работы СК совпадает по времени с началом думской предвыборной кампании.
Как ранее рассказывала «Газета.Ru», создаваемый Следственный комитет претендует на роль одного из самых главных органов в российской правоохранительной системе. Ему будут отданы все полномочия по ведению уголовных дел, в то время как у прокуратуры останутся лишь номинальные функции поддержки обвинения в суде и сомнительное право опротестовать действия следователей путем жалоб руководству Следственного комитета. Хотя формально глава комитета будет первым заместителем генпрокурора, никаких рычагов влияния на своего зама у генерального прокурора не будет.
Насколько Следственный комитет будет эффективен станет ясно месяца через два-три, считает Мухин. «Власть демонстрирует политическую волю в антикоррупционной борьбе, которая переходит уже в практическую фазу. И в этой связи заявление, по-моему, Степашина, что закон о коррупции будет принят в ближайшем будущем, обретает смысл, — пояснил эксперт. — Получается, орган для борьбы с коррупцией уже есть, а для того, что он заработал, необходимо, как показывает практика, месяц-два. Через два-три месяца мы поймем, насколько это серьезная административная реформа».