В среду комиссия бразильского конгресса, расследующая причины крушения аэробуса А320 авиакомпании ТАМ в Сан-Паулу 17 июля, обнародовала результаты расшифровки записей переговоров пилотов в последние мгновения жизни самолета.
Установлено, что экипаж полностью потерял самообладание, сообщает агентство France Presse.
Сначала на записи слышны переговоры экипажа рейса № 3054 с наземной службой слежения. Операторы предупредили пилотов А320, что посадка будет непростой: взлетно-посадочная полоса аэропорта, и без того укороченная, после проливного дождя стала «скользкой и мокрой». Экипаж воспринял сообщение спокойно.
Однако вскоре пилоты передали на землю, что обнаружили технические неполадки. «Садимся с единственным исправным инвертором», — сообщили они диспетчерам (инвертор — механизм, обеспечивающий глушение двигателей самолета при посадке). Но вскоре пилот закричал: «Заклинило спойлеры!» (Спойлеры — приспособления на крыльях самолета, создающие дополнительное сопротивление потоку воздуха, обеспечивают торможение.)
Судя по всему, в этот момент экипаж охватила паника — настолько сильная, что летчики повершили фатальную ошибку, утверждает бразильская газета Folha de Sao Paulo.
По данным издания, пилот не перевел в нейтральное положение даже исправный двигатель, и приземлялся, не снижая оборотов.
Впрочем, исходя из расшифровки показаний приборов нельзя также исключать, что экипаж собирался прервать посадку и снова набрать высоту. В этом случае оба двигателя автоматически начинают набирать обороты, отмечает бразильская Folha de Sao Paulo. В пользу этой же версии свидетельствует также, что тормозные колодки шасси самолета так и не были задействованы, приводит издание мнение экспертов.
На пленке хорошо слышно, как пилот неуправляемого самолета в ужасе кричит: «Господи! Господи!» Одновременно слышен крик второго пилота: «Давай же, давай! Доворачивай! Доворачивай!! Доворачивай!!!»
После фразы «О боже, нет!!!» запись переговоров обрывается: со скоростью более 220 км/ч неуправляемый А320 врезался в грузовой терминал и взорвался.
Все 187 человек, находившихся на его борту, погибли. Вместе с ними погибли 12 человек, оказавшихся в здании, куда врезался самолет.
Выявление технических неисправностей самолета, послуживших главной причиной его аварии, на руку правительству Бразилии. В последнее время оно попало под жесткую критику за открытие в Сан-Паулу аэропорта, не обеспечивающего безопасность взлета и посадки тяжелых авиалайнеров, отмечает американская газета Kansas City. Из-за укороченных взлетно-посадочных полос только за последнее время в них не вписались и выскочили за пределы летного поля пять самолетов (до 17 июля пострадавших в инцидентах не было). Теперь у бразильских властей появилась возможность переключить критику на компанию — производителя аэробусов.
В России А320 начали летать сравнительно недавно — в 2000 году.
Эксперты уверяли, что авиалайнер отличается высокой надежностью, поскольку имеет более четырех степеней защиты. Тем не менее до 17 июля 2007 года в мире было восемь катастроф самолетов класса А320. В том числе авиалайнера компании «Армавиа» (бортовой номер 32009), выполнявшего рейс из Еревана в Сочи. В мае 2006 года он потерпел крушение над Черным морем. На борту самолета находились 113 человек. Все они погибли.
К началу июля 2007 года в мире было зарегистрировано около 3 тыс. аэробусов А320. Их используют 197 авиакомпаний мира. В России и СНГ в общей сложности в эксплуатации находятся 18 самолетов А320.