Второй квартал 2007 года для «СТС Медиа» оказался весьма неудачным: совокупная операционная выручка выросла лишь на 9,1%, да и то прибавку удалось обеспечить исключительно за счет роста российского телерекламного рынка. А чистая прибыль за второй квартал и вовсе упала на 10% — до $30,7 млн (по итогам всего первого полугодия прибыль все же выросла на 4%, до $58,8 млн).
Однако президента «СТС Медиа» Александра Роднянского такие результаты не удивляют. Сравнение показателей происходит со вторым кварталом прошлого года, который, по словам Роднянского, «был лучшим в истории существования телеканала СТС». «Тогда благодаря сериалу «Не родись красивой» и резкому росту спроса на телерекламу накануне ввода новых законодательных ограничений выручка компании и показатель OIBDA выросли на 83% и 106% соответственно». В этом же году «СТС Медиа» подвела хорошая погода, объясняет он: «У нас всегда в этом периоде происходит падение интереса аудитории. Наша аудитория — дети и подростки — вышли на улицы, поэтому сериал «Дочки-матери», который месяца два назад мог бы принести очень неплохие цифры, сейчас не дает ожидаемых результатов».
В конце весны — начале этого лета для телеканалов вообще начался «мертвый сезон». По словам Роднянского, в этом году впервые ни один телеканал не собрал более 20% аудитории, даже у «Первого канала» — 19,8%.
При этом видимый спад показателей телеканала СТС несколько уравновешивается успехами «Домашнего». Доля аудитории канала выросла до 2,0% по сравнению с 1,3% годом ранее и 1,9% в первом квартале 2007. «Никаких системных проблем у «СТС Медиа» нет, — комментирует финансовые показатели компании директор по телеизмерениям TNS Gallup Media Александр Костюк. — У СТС снижение очевидно лишь на фоне гиперуспеха прошлого сезона, а у «Домашнего» и вовсе сохраняется постоянный рост. Цифры лишь на первый взгляд выглядят удручающими».
Тем не менее, аналитик ИК «Финнам» Игорь Ермаченков полагает, что «СТС Медиа» подводит отсутствие ударных проектов. «Снижение чистой прибыли в данном случае вызвано тем, что стало гораздо меньше рекламы из-за снижения аудитории канала, — говорит он. —
В 2006-м аудитория СТС достигала своего пика — больше 11% телеэфира — который был вызван очень удачными сериалами. Сейчас таких прорывных проектов нет, так что компании нужно предложить зрителям какие-то яркие проекты, чтобы чистая прибыль выросла».
По мнению Игоря Ермаченкова, у СТС есть потенциал стать самым главным молодежным каналом страны.
Упущенное на СТС собираются наверстать ударным новым сезоном. В эфире появятся 12 новых ведущих, с 1 сентября 2007 года зрителей ждет целая обойма совершенно новых проектов — как лицензионных, так и отечественного производства. В том числе развлекательных: «ярких, агрессивных и провокативных». Сейчас менеджмент «СТС Медиа» работает над девятью проектами.
Помимо «контентной агрессии» «СТС Медиа» собирается посвятить 2007 год инвестициям. За второй квартал 2007 года компания приобрела сети во Владивостоке и Иркутске для телеканала «Домашний». В Иркутске сеть получил и СТС. А в Казани доля «СТС Медиа» в одной из наиболее успешных станций СТС доведена с 50% до 100%.
Никакие продакшн-компании «СТС Медиа» пока покупать не собирается. С другой стороны, такой поворот событий Александр Роднянский не исключает: «Нам неинтересно покупать просто продакшн-компанию, — говорит он. — Но у нас изменилась технология подготовки новых проектов.
Теперь мы делаем пилоты программ и сериалов, чтобы посмотреть, как они выглядят. Это гораздо выгоднее, чем снимать 30–50 серий, чтобы потом снимать проект с эфира».
Надо сказать, именно производство является основным фактором увеличения расходов «СТС Медиа» — если во втором квартале 2006 года они составляли $53,5 млн, то за этот же период в этом году они составили уже $66,9 млн. «Мы тратим в основном на производство программ и других проектов, — поясняет Роднянский. — А стоимость производства все время растет». Несмотря на снижающиеся доходы и растущие расходы, «СТС Медиа» рассчитывает к концу 2007 года получить общую консолидированную операционную выручку в размере $460–500 млн, а консолидированная маржа по показателю OIBDA ожидается в пределах 45–48%.