В понедельник компания «Базовый элемент», подконтрольная российскому бизнесмену Олегу Дерипаске, официально объявила о подаче заявки на приобретение контрольного пакета ОАО НК «Русснефть». Как сообщается в пресс-релизе «Базэла», 27 июля его структуры подали заявку в ФАС, и теперь согласно
закону «О защите конкуренции» в течение месяца антимонопольная служба должна вынести свое решение по этому вопросу. В ФАС «Газете.Ru» сообщили, что пока заявка «Базэла» до них не дошла.
В случае, если ФАС одобрит сделку по покупке «Русснефти», компания войдет в состав энергетического сектора «Базового элемента» En+. На данный момент туда уже входят Центрально-Европейская алюминиевая компания, Объединенная нефтяная группа, компании «Евросибэнерго», а также второй по величине в мире производитель алюминия «Русал».
Как рассказали «Газете.Ru» в «Базэле», «Русснефть» необходима холдингу для усиления своих энергетических позиций. «Около 40% затрат при производстве алюминия приходится на энергетику, ранее мы наращивали свой гидроэнергетический потенциал, однако теперь собираемся расширить и нефтяной сектор», — пояснили в компании. Также в «Базэле» отметили, что перепродавать «Русснефть» холдинг не намерен.
По данным издания «Коммерсантъ», за компанию Михаила Гуцериева будет уплачено $3–3,3 млрд.
Президент «Русснефти» Михаил Гуцериев в своем недавнем обращении к сотрудникам компании недвусмысленно заявил, что продает свое детище, исключительно уступая давлению со стороны. «Мне предлагали уйти из нефтяного бизнеса «по-хорошему», — говорит Гуцериев. – Я отказался. Тогда с целью сделать меня более сговорчивым «Русснефть» была подвергнута беспрецедентной травле».
По словам главы «Русснефти», наступление на компанию было развернуто по всем фронтам: заведены уголовные и арбитражные дела как в отношении самого Гуцериева, так и в отношении топ-менеджеров «Русснефти», а также руководства ряда ее дочерних структур.
В частности, в ноябре прошлого года были заведены дела против трех «дочек» «Русснефти» — ЗАО «Нафта-Ульяновск», ОАО «Ульяновскнефть» и ОАО «Аганнефтегазгеология», которые, по мнению Генпрокуратуры, в 2003–2004 годах нарушали лицензионные соглашения, превышая лимит добычи нефти и газоконденсата. В связи с этим доход от сверхдобычи (7,7 млрд рублей) был признан полученным незаконно, и в мае текущего года Михаилу Гуцериеву было предъявлено обвинение в незаконном предпринимательстве, хотя ранее он проходил по этим делам лишь в качестве свидетеля. На данный момент дело не закрыто, и глава «Русснефти» находится под подпиской о невыезде.
Кроме того, в январе 2007 года компанию Гуцериева обвинили в неуплате налогов в особо крупных размерах – по подсчетам следственных органов, «Русснефть» недоплатила государству порядка 740 млн рублей. Причем в этом случае досталось и банковским структурам – обыски по делу были проведены в филиалах Мосстройэкономбанка, Бинбанка, Русь-банка, а также в МФТ-банке. Последние два поспешили откреститься от работы с «Русснефтью».
Апогеем давления властей на «Русснефть» стал арест 50% ее акций после того, как Федеральная налоговая служба обвинила компанию в незаконном распылении этого пакета. ФНС сочла, что сделки по этим акциям совершались по заниженным ценам, а кроме того, имели место налоговые нарушения.
В то же время в своем обращении Михаил Гуцериев утверждает, что проверяющим не удалось обнаружить серьезных нарушений финансово-хозяйственной деятельности компании. «Никогда и ни при каких обстоятельствах я не шел на нарушение закона и никого не принуждал к этому, — заявляет Гуцериев. — «Русснефть» всегда четко исполняла налоговые обязательства, пунктуально следовала производственным госнормативам». Также глава компании обратил внимание на то, что объем налоговых отчислений «Русснефти» за все время ее существования достиг 70% от оборота.
По мнению Гуцериева, все действия властных структур против «Русснефти» направлены лично против него. «Быть или не быть нашей «Русснефти» — это вопрос ее президента», — заявляет Гуцериев. В связи с этим он намерен передать контроль над компанией новому собственнику, чтобы не допустить растаскивания «Русснефти» по частям. При этом Гуцериев уверен, что с появлением нового владельца все проблемы «Русснефти» с властями со временем будут разрешены.
Согласно официальному сообщению «Русснефти», на данный момент Михаил Гуцериев временно приостанавливает свою предпринимательскую деятельность и выходит из всех бизнес-проектов. Пока Гуцериев намерен заниматься наукой. Совет директоров «Русснефти», состоявшийся 30 июля, утвердил заявление Гуцериева о добровольном сложении полномочий президента.
В настоящее время на должность исполняющего обязанности главы компании назначен старшей вице-президент НК «Русснефть» Олег Гордеев.
Эксперты не сомневаются, что Гуцериева действительно вынудили продать свою компанию. «Давление на «Русснефть» было вполне очевидным и совершенно явно имело своей целью заставить Гуцериева расстаться со своим детищем, — считает один из экспертов рынка. —
Так оно и произошло, и итог был вполне предсказуем».
Однако конечным владельцем «Русснефти» будет отнюдь не Дерипаска, считают аналитики: она достанется какой-то из госкомпаний.
«В итоге актив приобретет либо «Роснефть», либо «Газпром», — уверен начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. – Более вероятно, что это будет «Роснефть». Правда, по словам эксперта, случится это не в ближайшем будущем, так как ни у «Роснефти», ни у «Газпрома» сейчас нет свободных денег на покупку «Русснефти».
«Однако в более отдаленной перспективе этот актив будет выкуплен у Дерипаски, причем владелец «Базэла», вероятнее всего, сможет получить на этом прибыль – ведь ему надо будет компенсировать затрату тех средств, которые он отвлек для приобретения «Русснефти».
Что же касается нового и.о. главы «Русснефти» — Олега Гордеева, то эксперты считают, что на данный момент — это оптимальная фигура, устраивающая все стороны. «С одной стороны, он человек нейтральный, с другой — имеющий колоссальный опыт работы в отрасли», — говорит аналитик одной из инвестиционных компаний. При этом эксперт отмечает тот факт, что прежде Гордеев успел поработать в госкомпании «Транснефть» и Министерстве энергетики. Это может свидетельствовать о том, что назначение Гордеева на пост исполняющего обязанности главы «Русснефти» означает дальнейшую деятельность компании в интересах государства, и вполне возможно — подготовку к грядущей перепродаже детища Гуцериева одной из госкомпаний.