Федеральная антимонопольная служба (ФАС) потребовала от лидеров бензинового рынка доказать обоснованность формирования цен на бензин и дизельное топливо за последний месяц. Свои запросы ведомство направило в «ЛУКойл», «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР Менеджмент», «Роснефть», «НК «Альянс», «НГК «Славнефть» и «РуссНефть». Если компании до 13 августа 2007 года не представят документы или дадут недостоверную информацию, они будут привлечены к административной ответственности, предупреждают антимонопольщики. Нефтяные компании заявляют о готовности предоставить такую информацию: например, в ТНК-ВР «Газету.Ru» заверили, что подобный запрос «без ответа не останется». Однако комментировать переписку с государственными органами в компании отказались.
ФАС весьма оперативно исполнил указание сверху: всего неделю назад на заседании правительства премьер-министр Михаил Фрадков пообещал принять меры против повышения цен на бензин. По его словам, трейдеры «повысили цены на бензин, готовя, видимо, общественное мнение для каких-то своих корпоративных задач». Этот вопрос правительство будет рассматривать отдельно, заявил тогда Фрадков.
«Взывать к совести, судя по всему, уже неэффективно, будем другими методами работать», — пригрозил он.
Премьер-министр имел все основания так заявить — розничные цены на бензин действительно растут, не говоря уже об оптовых. Так, в июне повышение потребительских цен на автомобильный бензин было зафиксировано в 43 регионах, самым значительным оно было в Республике Коми — на 3,3%. Оптовые же цены на бензин марки Аи-76 выросли за последний месяц на 5,0% , на Аи-92 — на 4,6%, на дизтопливо — на 5,6%. Для сравнения, в прошлом году с конца июля по конец августа оптовые цены на нефтепродукты подскочили в цене более чем на 10%. «Цены на бензин – это одна из традиционных острых социальных проблем, — отмечает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев, — Демонстрация борьбы с установлением монопольной цены в этой области для чиновников вполне логична».
Однако для снижения цен нет рыночных причин. Растущее потребление топлива в России является хорошим стимулом для повышения цен нефтяными компаниями. «Сейчас спрос на бензин внутри страны весьма высок, при этом особой популярностью в связи с ростом благосостояния населения пользуются более высококачественные марки, — объясняет аналитик КИТ Финанс Константин Черепанов, — Производителям значительно выгоднее поставлять топливо на внутренний рынок, а не экспортировать бензин, платя при этом пошлины».
При этом у ФАС, считают эксперты, есть достаточно аргументов для обвинений: нефтяные компании могут отчасти контролировать цены на бензин и дизель в отдельных регионах России. «В реальности внутренний рынок топлива далеко не конкурентен, – рассказывает Черепанов, — Так, в регионе может быть расположен всего один НПЗ, контролируемый одной компанией, которая фактически сама устанавливает цены». Так, например, Омский НПЗ принадлежит «Газпромнефти», Комсомольский НПЗ на Дальнем Востоке контролирует «Роснефть», Хабаровский НПЗ — «НК «Альянс», а Киришский принадлежит «Сургутнефтегазу». Конкуренция же на розничном рынке может быть нарушена большой сетью заправок: в одном субъекте России часто действуют всего одна или две компании, которые могут согласовывать между собой уровень цен.
Однако нефтяники считают себя вполне в праве повышать цены. «Основной причиной роста цен на топливо по-прежнему остается инфляция, плюс налоги, которые уже составляют немалую долю в цене», — говорит президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Так, нефтяной НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) рассчитывается, исходя из мировых цен на нефть. Они в последние годы росли, а вместе с ними и налог, и, следовательно, внутренние цены на нефть и нефтепродукты. «Дороговизна топлива объясняется неэффективностью российской налоговой системы – 60% дохода от производства бензина уходят на оплату налогов. Соответственно, чтобы получить хоть какую-то прибыль, нефтяники вынуждены повышать цены на свою продукцию», – считает эксперт.
Ожидать кардинальных изменений в связи с проверками ФАС в любом случае не приходится: сама вертикальная структура нефтяных компаний в России дает им возможность монопольного установления цен. В США, например, в отличие от России, собственники нефтедобывающих предприятий и нефтеперерабатывающих заводов – разные.
Поэтому российская ФАС может рассчитывать разве что на привлечение компаний к административной ответственности: новый закон о конкуренции позволяет ведомству требовать с нарушителей штрафы в случае, если службе удастся доказать, что они действовали согласованно или злоупотребляли доминирующим положением на рынке. Однако в реальности это пока, как правило, не удавалось.