Медиахолдинг «Газпром-медиа» заинтересовался рынком наружной рекламы. Компания провела переговоры с крупнейшим европейским оператором наружной рекламы «JCDecaux» о создании крупного оператора наружной рекламы в России, сообщает «Интерфакс». Пока информацию о договоренностях не подтверждают ни в «Газпром-медиа», ни в компании Big Board, являющейся стратегическим партнером JCDecaux на российском рынке.
Европейская компания уже пыталась завоевать быстрорастущий рынок наружной рекламы. В 2006 году было создано совместное предприятие Decaux и чешской компании Big Board для работы на рынке наружной рекламы в России.
Судя по всему, темпы развития этого проекта не устраивают французскую компанию, привыкшую лидировать на европейском и американском рынках.
«СП Big Board и JCDecaux уже попали в пятерку ведущих операторов наружной рекламы в России, — рассказал «Газете.ru» аналитик компании «ЭСПАР-аналитик» Сергей Шумовский. – Однако их объемы в разы меньше, чем показатели лидеров рынка – компаний News Outdoor Russia и Gallery (первое и второе место соответственно. – «Газета.Ru»)».
Вполне вероятный приход «Газпром-медиа» на рынок наружки должен сильно его изменить. Эксперты и игроки рынка понимают, что такого амбициозного и крупного игрока, как «Газпром-медиа», может интересовать лишь одно из первых мест. Скорее всего, холдинг будет создавать крупную компанию, которая могла бы составлять достойную конкуренцию лидерам рынка. Однако занять такую позицию, лишь развивая СП JCDecaux с Big Board, вряд ли получится.
По мнению Сергея Шумовского, «Газпром-медиа» далее приобретет одного из уже существующих в России операторов, управлением которого и займется JCDecaux. «Иностранному игроку не так-то просто разобраться в российском рынке наружной рекламы, — поясняет Шумовский. — Он у нас очень дифференцированный, в каждом регионе придется учитывать индивидуальные особенности, договариваться по отдельности, искать подходы. Так что Decaux вряд ли начнет массированную расстановку биллбордов автономно».
Эксперт предполагает, что партнерство с «Газпром-медиа» нужно французской компании именно для того, чтобы российский холдинг приобрел уже существующего оператора.
Между тем, «Газпром-медиа» еще в мае этого года стал присматриваться к подобным компаниям. Тогда появились сообщения о том, что медиахолдинг начал переговоры по покупке части акций Gallery, второго по величине оператора наружной рекламы в России. Этот оператор владеет 39 тысячами рекламных конструкций в 34 городах России. Большинство из них располагается в Москве — 29 тысяч. Однако официально факт переговоров не подтверждали ни в Gallery, ни в «Газпром-медиа». Буквально через месяц – в июне этого года – на рынке появилась информация о том, что стратегического партнера ищет и компания News Outdoor Russia (NOR). «Менеджмент News Outdoor рекомендовал News Corp., мажоритарному акционеру компании, продать часть акций, — комментировала тогда информацию о продаже директор по корпоративным коммуникациям News Outdoor Russia Наталья Семина. — потенциальным инвестором может стать компания, которая имеет хорошую репутацию в бизнес-среде и обществе, обладает серьезными финансовыми ресурсами и имеет интерес к долгосрочным инвестициям в медиа-активы».
Портрет «идеального покупателя» для NOR очень напоминает именно «Газпром-медиа».
Однако и эти слухи в «Газпром-медиа» комментировать отказываются.
Сейчас рынок наружной рекламы испытывает определенные проблемы — государство пытается его регулировать все более жестко. Поэтому NOR, доля которого по России составляет 16% рынка наружной рекламы, а по Москве – более 20%, испытывает это давление в большей степени, чем другие компании. Сначала NOR лишилась более 25 рекламных конструкций в центре Москвы из-за утвержденной мэром Москвы Юрием Лужковым программы по сокращению количества наружной рекламы в центре столицы. Кроме того, из-за конфликта с Федеральной службой охраны NOR пришлось отказаться от 100 рекламных конструкций на Третьем транспортном кольце и МКАДе. Лидерство компании явно не устраивает многих, и тандем «Газпром-медиа» и JCDecaux может серьезно потеснить NOR.
Тем более российский холдинг при желании может привлечь почти неограниченный административный ресурс.
Французская компания, в свою очередь, может предложить такому СП свои рекламные технологии. «JCDecaux известна во всем мире как сверхтехнологичный оператор, — рассказал «Газете.ru» вице-президент АКАР Владимир Евстафьев. – Его конструкции — это не фанера три на шесть, а красивые роллерные щиты, на которых рекламируется несколько товаров одновременно. Так что такое сотрудничество будет во благо российским городам, архитектуру которых перестанут портить фанерой, а будут ставить стильные европейские конструкции».
Вполне возможно, приход на рынок такого игрока, как «Газпром-медиа», связан и с приближающимися выборами. Правильно осваивать партийные деньги лучше всего под присмотром компании, которую контролирует государство.