В разгар туристического сезона правительство решило утвердить правила, по которым должны работать туроператоры. Сейчас главным регулирующим документом в туриндустрии считается федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Новые правила, которые содержат 23 пункта, лишь разъясняют основные положения существующего законодательства.
Пока участники рынка не придали серьезного значения документу. Представители туристических компаний в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» поясняли, что за комментариями по новым правилам следует обращаться к юристам, а не к продавцам путевок.
По их мнению, туристическая деятельность и так достаточно зарегулирована, и дополнительные разъяснения организаторам и продавцам туров не нужны.
Как указано в постановлении правительства, новые правила составлены на основе двух документов: «Об основах туристической деятельности» и 38 ст. закона «О защите прав потребителей». Значительная часть правил касается описания процедуры информирования о туристических услугах. В частности, они предписывают турагентству предоставлять путешественнику исчерпывающую информацию о путевке, указывать цены в рублях, а также информировать о регистрационном номере туроператора, продающего путевку.
Турагент обязан предоставить информацию о стране пребывания: о правилах въезда, обычаях, религиозных обрядах, святынях, памятниках природы и культуры, опасностях и рисках при экстремальном туризме.
В постановлении отмечается, что договор о реализации туристической путевки может быть расторгнут в случае ухудшения условий путешественника, изменения сроков, непредвиденного роста транспортных тарифов, болезни путешественника, отказе ему в визе и подобных обстоятельствах. «Исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы», – отмечается в постановлении.
Юристы, опрошенные «Газетой.Ru», заявили, что существенного влияния на туриндустрию новые правила не окажут. «Они фактически дублируют законы и поправки, по которым сейчас работает туриндустрия», — заявил юрист крупной юридической фирмы. «Единственный пункт, достойный внимания, – правило, согласно которому туроператор обязан не позднее 24 часов до поездки предоставить путешественнику все необходимые документы – оригинал договора о реализации туристского продукта, туристскую путевку, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги (ваучер, билет и пр)», — считает Федор Коробков, исполнительный директор «Клуба защиты прав туриста».
По его мнению, исполнение этого правила убережет туристов от проблем с чартерными рейсами, билеты на которые вылетающий часто получает лишь в аэропорту.
Представители турфирм, к которым «Газета.Ru» обратилась с просьбой оценить влияние этого правила на чартерные рейсы, отрицали саму возможность выдачи билетов перед вылетом. «Турист получает весь пакет документов, в том числе и обратные билеты, сразу после оплаты тура», — заявил пресс-секретарь крупного турагентства. Пиар-менеджер другой турфирмы добавил, что даже если в оформлении билетов в аэропорту и случаются ошибки, они никак не отражаются на туристах.
Однако эти новшества могут задержать внедрение новых технологий на рынке авиаперевозок. Руководитель аналитического отдела компании «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что правило предварительной выдачи билетов несвоевременно. «Сейчас многие перевозчики переходят на «электронные билеты», которые, как правило, выдаются на стойке регистрации в аэропорту. Попытка вручить билет путешественнику заранее убивает саму идею оформления билетов через интернет, — уверен Пантелеев. — Процедура предварительной выдачи билетов может в будущем только затруднить работу туроператоров, а туристам пользы не принесет».