Деньги на создание «анти-Google» получат германские Siemens, SAP и Bertelsmann, говорится в сообщении Еврокомиссии. Они потратят $166 млн до 2011 года на разработку проекта Theseus («Тесей») и на научные исследования. В этом, сообщает Bloomberg, будет состоять вклад Германии в дело создания поисковика Quaero (по латыни — «ищу»), который, как рассчитывают власти Евросоюза, сможет конкурировать с американским Google, самым популярным в мире сервисом для поиска информации в интернете. Власти Франции сейчас также обсуждают с Еврокомиссией вопрос о выдаче гранта на $112 млн французской Thomson.
Впервые о необходимости создания европейского интернет-поисковика заговорил Жак Ширак, когда еще занимал пост президента Франции. Ширака, выступавшего в апреле 2005-го в Реймсе (Франция), поддержали партнеры из Германии: две страны договорились работать над Quaero — так поисковик назвали французы — сообща.
Правда, уже 18 декабря 2006 года Хартмут Шауерте, госсекретарь Министерства народного хозяйства Германии, в Потсдаме заявил, что ФРГ интереснее создавать свой собственный поисковик — Theseus.
Предполагалось, что разработчики Quaero сделают акцент на поиске по аудио- и видеоматериалам, а Theseus станет классическим поисковым движком, работающим только с текстом. Чуть позже, 6 января 2007 года, журнал The Economist написал, что в Евросоюзе и вовсе «отказались от проекта». Однако, судя по последним сообщениям Bloomberg и AP, это не так, и Theseus сегодня — часть проекта, который во Франции называют Quaero.
Какие у нового поисковика будут преимущества перед конкурентами (тем же Google), пока не совсем ясно. AP сообщает только, что европейцы хотят реализовать в Quaero технологии для распознавания текста в изображениях, расшифровки звуковых дорожек и индексирования аудио- и видеоматериалов наравне с текстом.
Эксперты — как в Европе, так и в США — сомневаются, что Quaero сможет что-нибудь противопоставить Google. «Я скептически отношусь к возможному успеху любых проектов, которые спонсирует правительство, — рассказал «Газете.Ru» Боб Тарзи, глава аналитического отдела европейского агентства Quocirca. — Как правило, они не выдерживают конкуренции с чисто коммерческими».
Кроме того, по словам эксперта, Google на исследования и разработку тратит в разы больше, чем предполагают потратить страны ЕС.
В 2006 году, следует из отчетности Google Inc., на исследования ушло около $1,2 млрд. Роб Эндерл, старший аналитик американской Enderle Group, отчасти соглашается с Тарзи: государственные проекты не в силах конкурировать с проектами частными, они проигрывают, потому что «как правило, делаются далеко не самым лучшими исполнителями и их завершению часто мешают бюрократические проволочки».
Своему успеху Google, по мнению эксперта, обязан тем, что компанию при поддержке частного капитала (весьма скромные $1,1 млн. — «Газета.Ru») создали люди, в точности осознавшие потребности рынка. «Что было бы, найди единая Европа больше средств под проект? – предполагает Эндерл. — Все равно бы Quaero к Google и близко бы не подобрался. Microsoft с поисковиком MSN/Live Search безуспешно пытается догнать Google уже давно, а уж у этой корпорации денег побольше, чем у Евросоюза».