Минувшей ночью бразильские специалисты обнародовали первые данные об обстоятельствах катастрофы самолета А320 авиакомпании TAM. Трагедия произошла накануне, примерно в 18.50 по местному времени (01.50 среды мск), когда борт, выполнявший рейс № JJ 3054 из Порту-Алегри, совершал посадку в аэропорту Сан-Паулу Конгоньяс. Самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, пересек примыкающую к аэропорту автотрассу и врезался в здание терминала, где находился офис ТАМ и газозаправочная станция.
В первые же часы после трагедии появилась версия о том, что пилот А320 решил зайти на второй круг, поняв, что не вписывается в короткую взлетно-посадочную полосу (1940 м) в условиях ливневого дождя. Администрацию международного аэропорта не раз критиковали за нежелание реконструировать полосу, увеличив ее. Среди пилотов взлетно-посадочная полоса Конгоньяса даже получила прозвище «авианосец»: если самолет не приземляется до отметки в 305 метров, он вынужден уходить на второй круг.
Неоднократно предупреждали об опасности такой короткой полосы, особенно в дождь, и международные эксперты по безопасности полетов. За день до катастрофы в Конгоньясе выехали за полосу сразу два самолета. В марте этого года серьезный инцидент произошел с Boeing 737-400, который в такой же дождливый день выехал за взлетно-посадочную полосу и почти доехал до соседнего шоссе. По данным AP, еще в феврале суд временно запретил аэропорту принимать три типа крупных реактивных самолетов из-за проблем с безопасностью полетов, однако вскоре запрет был снят, так как экономический ущерб от него превышал степень потенциальной угрозы катастрофы. Впрочем, А320 в список запрещенных самолетов не входил.
Но следователи выяснили, что А320 приземлился до контрольной отметки, так что необходимости заходить на второй круг у него не было. Тем не менее, после касания земли пилот аэробуса по непонятным пока причинам начал набор скорости.
Как сообщает бразильский телеканал Globo, эти данные следователи получили на основе осмотра места происшествия, показаний диспетчеров и информации, которую пилот А320 передал другому самолету. Последние слова экипажа, которые услышали диспетчеры, были: «Он сворачивает, сворачивает, сворачивает!».
Глава инженерного подразделения национальной аэропортовой службы Бразилии Арманду Шнайдел Фильо также опроверг сообщения о том, что полоса была скользкой. «Я могу подтвердить, что проскальзывания на этой полосе быть не могло; за 20 минут до аварии ведомство провело визуальную инспекцию полосы и не заметило никаких проблем», — приводит его слова Associated Press. По данным чиновника, там «было мокро, но никакого скопления воды не было».
Обстоятельства катастрофы напомнили трагедию в Иркутске, произошедшую с A310 авиакомпании S7, который также стал набирать скорость уже после касания полосы и, выехав в итоге за пределы взлетно-посадочной полосы, врезался в расположенные за территорией аэропорта гаражи (погибли 124 человека из 203, находившихся на борту). Причиной той катастрофы были названы «ошибочные и бесконтрольные действия экипажа»: рычаг управления левым двигателем перевел его из режима «малый газ» на повышенный режим прямой тяги — предполагается, что пилот задел рычаг случайно и вовремя не отреагировал на это, а когда отреагировал, остановить самолет на короткой мокрой полосе было уже невозможно.
Жертвами катастрофы А320 в Бразилии стали почти 200 человек.
К вечеру среды из-под обломков лайнера были извлечены тела 176 человек. Как сообщил представитель полиции, пока нельзя точно сказать, кто из них был пассажиром или членом экипажа самолета, а кто находился перед аварией на земле. Ранее скончались три человека, доставленные в больницы Сан-Паулу в очень тяжелом состоянии сразу после авиакатастрофы. Общее же число жертв авиакатастрофы достигло 195 человек.