В субботу в Москве состоялось первое собрание акционеров нефтяной компании «Роснефть» после «народного IPO». «Началось все в 11 утра. В зале присутствовали в основном люди пенсионного возраста. Они, конечно, не ориентируются ни в вопросах экономики, ни в нефти», — рассказал «Газете.Ru» один из участников собрания, миноритарный акционер «Роснефти» Андрей Сидельников.
Первым, кто выступил перед акционерами, был председатель совета директоров компании, замглавы администрации президента Игорь Сечин. «Мы сегодня убедились, что компания достигла высоких результатов. Но останавливаться нельзя, надо ставить максимально амбициозные задачи и находить пути их решения», — сказал он, открывая собрание. Что это за задачи, пояснили следующие докладчики. Президент компании Сергей Богданчиков предположил, что в ближайшие годы она увеличит нефтеперерабатывающие мощности почти вдвое. «В прошлом году мощности компании по переработке составляли 11 млн тонн, с учетом последних приобретений они увеличились до 50 млн тонн, — сказал он. — Мощности выросли, но этого недостаточно, в ближайшие годы мы доведем их до 90 млн тонн».
Кроме того, по словам Богданчикова, «Роснефть» уже до конца года сможет вернуть себе потерянный уровень капитализации: он упал почти с $94,8 млрд в конце 2006 года до $86,6 млрд на 1 июня 2007 года.
А выступивший на собрании член совета директоров, глава Barclays Capital Ханс Йорг Рудлофф предсказал «Роснефти», что она выйдет на один уровень с такими компаниями, как и Exxon Mobil, Shell и BP.
Однако после бравурных выступлений и громких обещаний, когда началось обсуждение, разгорелся скандал. «Когда появилась возможность задавать вопросы, всех заинтересовали дивиденды, — пояснил акционер компании. — Люди очень недовольны».
Судя по всему, скандал готовился заранее. Напомним, в пятницу газета «Коммерсантъ» написала об открытом письме руководству компании от нескольких миноритариев из Санкт-Петербурга, авторы которого жаловались на слишком низкие выплаты.
Один из подписавших письмо жаловался, что при потраченных на покупку акций 100 тысячах рублей доходы акционеров-физлиц составляют примерно 650 рублей, и то без учета подоходного налога и оплаты услуг депозитария.
«Это очередная финансовая пирамида, — считает Сидельников. — Все рассчитано на доверие нашего населения. Само собрание проводилось как некое шоу, чтобы показать людям, что они участвуют в жизни компании, хотя фактически это не так».
Отвечая на требования акционеров, вице-президент «Роснефти» Сергей Макаров заявил, компания выполняет свои обещания по выплате дивидендов, которые были сделаны в ходе IPO.
Эксперты считают, что противостояние миноритариев и топ-менеджеров было вполне ожидаемо. При проведении «народного IPO» власти сильно разрекламировали перспективы компании, и люди поверили, что они смогут быстро получить деньги. Судя по всему, на их ожидания повлиял стремительный рост активов компании за счет покупки предприятий ЮКОСа на аукционах. Эти аукционы широко освещались в прессе, и самые широкие слои населения узнали, что основные активы ЮКОСа достались именно «Роснефти».
Сечин в своей речи заявил, что количество физических лиц — акционеров компании увеличилось со времени проведения IPO со 115 до 150 тысяч
Поэтому повышенные ожидания «народных» акционеров вполне объяснимы, как вполне понятно и их нынешнее разочарование.
Главная причина разочарования миноритариев в том, что большинство из них не обладают достаточной финансовой грамотностью для самостоятельного принятия инвестиционных решений. Эксперты считают, что в случае с «Роснефтью» о выгоде для миноритариев говорить можно только в долгосрочной перспективе. «Миноритарии должны радоваться, что получают хоть какие-то деньги. «Роснефть» — быстро развивающаяся компания, которая должна тратить деньги на активы, а также гасить займы по ним. Удивительно, что там есть хоть какие-то дивиденды, — говорит начальник отдела рыночного анализа Собин-Банка Александр Разуваев. — А то, что миноритарии возмущаются, так это их проблемы: они должны понимать, как работает фондовый рынок. Это не собес, где можно просто получить деньги».
Эта неделя была богата на собрания акционеров крупных российских компаний. «Газета.Ru» уже писала, что первое собрание акционеров Сбербанка после «народного IPO» прошло достаточно тихо. Однако и там «народные» миноритарии не смогли продемонстрировать большую финансовую осведомленность. Вполне возможно, что после скандального собрания акционеров «Роснефти» мелкие держатели акций крупных корпораций осмелеют и будут гораздо громче заявлять о своих притязаниях. В этих условиях властям придется более тщательно организовывать следующие «народные IPO».