Газпромбанк сделал первый шаг к публичности. Акционеры банка на годовом собрании единогласно приняли решение сменить юридический статус собственности и перевести Газпромбанк из закрытого акционерного общества в открытое. По словам заместителя председателя правления банка Александра Соболя, статус ОАО важен для дальнейшего наращивания капитала банка и создания условий для публичного размещения акций. «А акционеры получат реальную рыночную оценку своих вложений, смогут учитывать эти бумаги как котируемый рыночный инструмент, в том числе для финансовых операций», ‑- сказал Соболь.
Также акционеры утвердили новое сокращенное название банка. Теперь вместо Газпромбанка все увидят аббревиатуру ГПБ.
По мнению экспертов, IPO Газпромбанка будет проведено не раньше чем через год-полтора. «Процесс подготовки к IPO долгий – необходимо решить, на каких площадках размещаться и в каких пропорциях, — отмечает аналитик ИК «БКС» Денис Мухин. Неизвестно, и сколько бумаг банк хочет отправить на рынок. «Думаю, что речь может идти о 15–20% акций», — считает Мухин. Сейчас собственный капитал банка составляет около $4,5 млрд. По мнению старшего аналитика ФК «Уралсиб» Антона Табаха, банк можно оценить в $10–12 млрд. «А 25% акций банк сможет продать за $2,5–3 млрд», — посчитал эксперт.
Газпромбанк занимает третье место среди российских банков. В случае его публичного размещения на российском фондовом рынке появится третья «голубая» фишка среди банков после Сбербанка и ВТБ, говорят аналитики. Акции Газпромбанка будут иметь такой же спрос среди инвесторов и будут весьма ликвидными.
Хотя Газпромбанк считается частным, фактически он целиком принадлежит государственной корпорации «Газпром». Таким образом, на IPO пока решаются выходить только банки со значительным госучастием. По словам Дениса Мухина из БКС, многие частные банки также заявляли о своем намерении выйти на биржу, однако никак не доходили до этого судьбоносного момента. «Для частных банков проведение IPO – вещь затратная, и чаще всего они предпочитают продаваться стратегическому инвестору», — отмечает Мухин. В частности, среди банков, так и не вышедших на IPO, значатся Росбанк, отменивший размещение летом прошлого года и продавший пакет акций французской банковской группе Societe Generale, а также Номос-банк, заменивший IPO партнерством с чешской PPF Group.
Впрочем, скоро эта тенденция может быть нарушена. До конца этого года, по словам первого зампреда Банка России Геннадия Меликьяна, на IPO могут выйти три частных банка. Меликьян не уточнил названия банков, но отметил, что два из них входят в топ-30, а третий — из топ-50. По его словам, каждый из этих банков может разместить от 25 до 30% акций как на российских, так и на зарубежных площадках. Один из них, очевидно, Газпромбанк. Остальные два, как полагают эксперты, это «Зенит», который запланировал размещение на осень, и инвестиционный банк «КИТ Финанс», также заявлявший о возможности до конца года разместить акции на бирже. Также IPO планируют провести «Уралсиб» и МДМ-банк.