В среду депутаты, чиновники и эксперты собрались на парламентские слушания в Госдуме, чтобы решить, как лучше выполнить поручение президента о стимулировании пенсионных накоплений граждан. В своем послании федеральному собранию он предложил на каждую тысячу добровольных отчислений трудящегося добавить такую же сумму от государства. Вопрос в том, как это делать. Если инициативу должны будут проявлять сами граждане, число участников проекта обещает быть небольшим. Инертность массового сознания наглядно продемонстрировала пенсионная реформа, стартовавшая в 2002 году. За пять лет менее 10% граждан проявили к ней интерес и доверили инвестирование своих накоплений на старость частным управляющим компаниям или негосударственным пенсионным фондам. Такая же участь может постичь идею президента. По оценке Минфина, если участие в проекте будет добровольным, в нем примут участие около 500 тысяч человек. При таком маленьком количестве участников инициатива потеряет смысл.
«Наша главная задача — поднять средние пенсии на уровень 40% от средних зарплат, то есть фактически удвоить их. Этого можно добиться, только если все граждане будут включены в эту систему», — заявил глава Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.
Включить же всех граждан, или хотя бы большинство, в систему добровольных пенсионных накоплений, по словам Дмитриева, можно, только сделав вход в нее обязательным. «Если мы доверим все активности наших граждан, мы сможем добиться участия только 10%, а это означает, что пенсии в целом увеличатся только на 5–7%, а не в два раза», — сказал он.
Вариант, о котором говорил глава ЦСР, разрабатывает Минэкономразвития. Ведомстве Грефа предлагает законодательно установить отчисление «по умолчанию» 3% от зарплат на добровольные пенсионные накопления, дав гражданину право от этого отказаться. В этом случае количество участников проекта составит 80–90% от работающих граждан. Правда, и расходы на софинансирование добровольных отчислений будут немалые. По расчетам Михаила Дмитриева, они составят порядка 150 миллиардов рублей в год — это с учетом того, что на тех, кто зарабатывает 50 и более тысяч рублей в месяц, инициатива МЭРТа не распространится.
Это тоже понравилась далеко не всем участникам слушаний. «20 миллионов работающих — бюджетники. Какая их зарплата? 6–8 тысяч рублей. Что они с этих денег будут откладывать? — возмущалась Валентина Савостьянова из «Справедливой России». — Нам еще делать этого (обязательно-добровольной системы пенсионных отчислений. — «Газета.Ru») нельзя».
«Не может человек с зарплатой ниже 15 тысяч рублей отложить тысячу рублей, — согласился зампред российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Давид Кришталь.
Зато участники парламентских слушаний сошлись во мнении, что в стимулировании добровольных пенсионных накоплений должны активно участвовать работодатели — развивая институт корпоративных пенсий. А государство должно за это дать им налоговые льготы — например, не облагать налогом отчисления в корпоративный пенсионный фонд.
«Без участия работодателей мы здесь не обойдемся. Но для этого нужно если не стимулировать их, то хотя бы убрать антистимулы.
Сейчас, если работодатель проявляет альтруизм и создает корпоративную программу, получает на свои отчисления налогообложение по всей цепочке», — сказал член комитета по бюджету и налогам Ильдар Габдрахманов.