«Люди в Европе захотят минимизировать бизнес с Россией» в случае отсутствия единых ценностей, такое высказывание премьер-министра Тони Блэра накануне встречи глав большой восьмерки приводит лондонская The Times. По информации издания, на встрече с президентом России Владимиром Путиным он лично намерен сообщить ему об этом. Газета приводит и высказывание пресс-секретаря британского премьера: «Если Россия не будет этого придерживаться (демократических ценностей. — «Газета.Ru»), она не сможет привлекать необходимые ей инвестиции. Компании будут инвестировать только в такую страну, где они верят, что капиталовложения находятся в безопасности».
Другое британское издание, Financial Times, сообщает, что британское правительство официально предупреждает компании, собирающиеся работать в России, что «не следует недооценивать проблемы, связанные с выходом на рынок».
Тем не менее пока российский политический климат не пугает инвесторов. По последним данным ЦБ, озвученным в четверг председателем Банка России Сергеем Игнатьевым на международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге, чистый приток капитала в российскую экономику за первые пять месяцев года превысил $60 млрд.
Это в полтора раза больше, чем удалось привлечь за весь прошлый год — по итогам 2006 года года этот показатель составил $42 млрд и был рекордным. Несмотря на риски и ухудшение отношений между Россией и Западом, энтузиазм бизнеса по отношению к России не снизился, констатирует и Financial Times. И это не удивительно. Экономика перевешивает политику: проведенный в прошлом году среди иностранных инвесторов опрос показал, что почти треть из тех, кто вкладывал средства в Россию, увеличили прибыль более чем на 30%.
Впрочем, российские денежные власти признают, что во втором полугодии приток капитала в страну сократится. Главными причинами рекорда пяти месяцев, по словам Игнатьева, стали три события — IPO Сбербанка и ВТБ и продажа активов ЮКОСа. Сбербанку в результате допэмиссии удалось привлечь в марте 230 миллиардов рублей, IPO Внешторгбанка принесло ему более $8 млрд, «Роснефть» для покупки активов ЮКОСа привлекла два краткосрочных кредита на сумму $22 млрд.
«Не думаю, что столь интенсивный прирост чистого капитала продолжится в ближайшие месяцы», — отметил Игнатьев. По прогнозам Минфина, по итогам года общая сумма притока капитала составит $70 млрд.
Такую цифру озвучил глава министерства Алексей Кудрин.
С тем, что во втором полугодии ожидается спад притока капитала, соглашаются эксперты. В основном это объясняется экономическими факторами. «Начало года было активным со стороны компаний в смысле публичного размещения. Многие компании провели IPO, к этому можно добавить крупные заимствования, — говорит директор центра макроэкономических исследований БДО «Юникон» Елена Матросова. — Пока же каких-то крупных планов по IPO не видно, так что на ближайшие пять--восемь месяцев темпы роста притока капитала замедлятся».
Но политические факторы и, в частности, высказывания Блэра тоже нельзя недооценивать, предупреждают эксперты.
На тех инвесторов, которые уже работают в России, это вряд ли повлияет — при сохранении экономической конъюнктуры они здесь останутся, — зато потенциальных отпугнет.
«Те инвесторы, которые уже вкладываются в российскую экономику, будут продолжать это делать. При сегодняшних ценах на нефть это им выгодно, — говорит директор Центра политических исследований Алексей Макаркин. — А для тех, кто пока думает или сомневается, слова Блэра могут стать серьезным предостережением». «С экономической точки зрения обстановка для инвесторов позитивная. Но существует негативный политический фон: мы получаем плохую прессу на западе, увеличивается напряжение в отношениях с Евросоюзом. Это может отпугнуть инвесторов», — соглашается с ним Матросова.
Но, по мнению собеседников «Газеты.Ru», гораздо больше политических рисков, чем расхождение в ценностях с Западом, несут в себе предстоящие выборы и связанная с ними неопределенность в будущем курсе страны. «Существует неопределенность с кандидатом, с политическим курсом. Особенно это даст о себе знать осенью, когда обострится политическая борьба», — говорит Матросова. «Любая нестабильность влияет на портфельных инвесторов. Они очень серьезно следят за российской политикой. Такого, чтобы они сейчас все собирали чемоданы и уходили, я не вижу. Вот если будет политическая дестабилизация, они серьезно задумаются», — добавляет Макаркин.
По этой причине эксперты пока остерегаются давать прогнозы о притоке капитала за весь год. «Есть теоретическая возможность выйти по итогам года на уровень 100 миллиардов, но это не точно: непонятно, как будет складываться ситуация», — говорит Матросова.