Более 95% собственников жилья в Москве определились со способом управления многоквартирными домами, сообщил сегодня первый заместитель мэра Москвы Петр Аксенов. Согласно статистике, которую привел Аксенов, в 72,6% домов в качестве управляющей компании собственники выбрали государственные унитарные предприятия — ДЕЗы. Еще 8,2% (это около 2,5 тыс. домов) предпочли частные управляющие компании. А на такую форму управления, как товарищество собственников жилья (ТСЖ), в Москве перешли только около 4,5 тыс. домов.
Выбирать управляющую компанию для своего дома граждан обязал Жилищный кодекс, вступивший в силу 1 марта 2005 года. Он определил, что ключевую роль в управлении жильем должен играть собственник. Предполагалось, что это позволит жильцам больше не зависеть от пьяных сантехников из ДЭЗов, а конкуренция приведет к снижению стоимости коммунальных услуг. Особенно привлекательной на бумаге выглядела форма ТСЖ. Она предоставляет возможность собственникам жилья самостоятельно управлять совместным жилым имуществом, выбирать управляющие компании или подрядчиков. А также, например, сдавать подвальное помещение в аренду владельцу магазина и таким способом сокращать плату на содержание имущества.
Теперь получается, что все эти возможности граждане проигнорировали. Они предпочли довериться родному ДЭЗу, причем выбор этот совершили осознанно.
На самом деле это не так, говорят эксперты. Власти просто поставили перед управами задачу определить формы управления во всех домах, объясняет депутат Госдумы Галина Хованская. И чтобы выполнить предписание властей, говорит депутат, управы использовали «подложные договоры, предоставляли протоколы без приложения» и таким образом определяли способы управления дома. Вот так и получилось, что 95% собственников жилья в Москве «сами» определились со способом управления.
Во многом этому способствовало равнодушие самих граждан. «Многим просто лень выходить из теплой квартиры на общественное собрание, которое занимает три часа, и разбираться с новыми формами управления», — говорит Хованская. Но есть и другие причины.
«Управы и ДЭЗы активно препятствуют выбору в пользу ТСЖ», — говорит исполнительный директор управляющей компании ЖКХ «Запад» Елена Максимова.
Часто ТСЖ фактически приходится брать власть в доме силой. Есть и такие случаи, когда ДЭЗ просто не передает документы и бюджетные дотации ТСЖ. «Чаще всего управы, работающие на рынке, не уступают своего места», — подтверждает председатель некоммерческого партнерства жилищных объединений и граждан «Надежный дом» Елена Бородуля.
А в домах, принадлежащих к ветхому фонду и нуждающихся в капитальном ремонте, ДЭЗы отказались перечислять средства на капитальный ремонт, накопленные за несколько десятков лет, сообщают эксперты.
Таким образом, жильцы старых домов, нуждающихся в ремонте, оказались перед сложным выбором: остаться со старым ДЭЗом и сохранить накопленные средства или перейти на новые формы управления и платить за капитальный ремонт из своего кармана.
Еще об одной причине низкого интереса граждан к ТСЖ рассказал мэр Москвы Юрий Лужков на встрече с президентом Владимиром Путиным. ТСЖ отнесены к разряду некоммерческих организаций, которые должны обязательно быть зарегистрированы в Минюсте, что занимает около года, пояснил мэр. Кроме того, отметил он, товарищества должны платить НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на землю, а также плату за оформление ТСЖ. Таким образом, ТСЖ необходимо иметь не только общественное руководство, но и бухгалтерский аппарат.
Такое дополнительное финансовое бремя вызывает у людей непонимание, зачем им вступать в товарищества, считает Лужков.
Впрочем, и обращение к частной управляющей компании не всегда способствует улучшению управления в домах. Зачастую за этими компаниями стоит руководство тех же ДЭЗов или их родственники. Воспользовались ситуацией и просто проходимцы. «Жилкомитет устанавливает управляющую компанию в доме, жильцы отчисляют коммерческие платежи на ее счет, но часть из них расходится на нецелевые нужды, примерно 20-30% просто теряются», — говорит Бородуля. «Кассовые сборы составляют почти 100%, то есть люди платят, а некоторые недобросовестные компании расходуют эти средства не по назначению», — подтверждает и Аксенов.
Таким образом, реформа ЖКХ благополучно провалилась. Эксперты считают, что поправить ситуацию может введение административной и уголовной ответственности для управляющих организаций, пренебрегающих своими обязанностям. А также рост активности граждан, которые не только захотят на самом деле совершить выбор, но и будут готовы в судебном порядке бороться с препятствующими этому ДЭЗами и управами.
А по мнению Лужкова, следует отменить налоги для ТСЖ и «работать над созданием дополнительных стимулов, которые привлекали бы жильцов в товарищества». Например, передавать часть городских субсидий вместо ДЭЗов в ТСЖ, чтобы они сами могли определять, кого приглашать в качестве управляющей компании.