Обратить внимание на укрепление рубля призвал членов правительства президент России Владимир Путин на совещании в понедельник. «Просматривается динамика укрепления национальной валюты, — отметил он. — Нужно на это обратить особое внимание, чтобы не подрезать положительную динамику, которую мы наблюдаем в обрабатывающих отраслях».
То, что российская валюта все больше ценится, если считать в долларах, сложно не заметить. По последним уточненным данным реальный эффективный курс рубля в 2006 увеличился на 7,4%. Официальный курс доллара понизился с 28,78 рубля до 26,37 рубля за $1.
За прошедшие месяцы 2007 года, по данным Центробанка, реальный эффективный курс рубля укрепился еще на 2,6%.
Правда, это уже некоторое замедление по сравнению с 6,2% укрепления за аналогичный период 2006 года, отмечает председатель Центробанка Сергей Игнатьев.
От того, что доллар с каждым днем стоит все меньше, в первую очередь страдает российский производитель – его товары неоправданно дорожают, в результате чего теряют свою конкурентоспособность. С другой стороны, выручка за товар, прописанная в долгосрочных контрактах в долларах, тает, тогда как на внутренние расходы – сырье, зарплаты сотрудников, приходится тратить как минимум столько же. «Экспортно-ориентированной экономике нужен довольно слабый рубль, в противном случае наши товары будут неконкурентоспособными, — признает аналитик ИК «Ак Барс Финанс» Владимир Рожанковский. — Я говорю не о сырье, а о деноминированных в рублях товарах, которых в последнее время становится все больше».
Несмотря на внимание к проблеме со стороны властей, остановить рост рубля пока не удается. Дело в том, что на российскую валюту существует повышенный спрос.
Связано это с большим притоком иностранной валюты и ограничениями на использование ее внутри страны.
«Центробанк в состоянии эмитировать и «закачивать» на биржу 10–50 млрд рублей ежедневно», — замечает Рожанковский. Однако эту меру нужно сочетать с разрешением ведения расчетов в долларах. Например, для нефтеперерабатывающего завода и добывающей компании, взаиморасчеты которых все равно привязаны к долларовым ценам, но они вынуждены расплачиваться друг с другом в рублях. «Думаю, государство не пойдет на это», — признает эксперт.
Россия вообще оказалась в замкнутом круге, замечают эксперты. «Мы работаем в долларах в мире. Товары, которые мы интенсивно экспортируем – сырье, деноминированы в той валюте, против которой мы боремся. Это борьба с ветряными мельницами», — говорит аналитик «Ак Барс Финанс». Мы бы могли снизить долларовую зависимость, если бы уменьшили в экспорте долю сырья и увеличили долю произведенных в России товаров.
Но именно крепкий рубль мешает развивать производство.
Кроме того, как известно, доллар дешевеет не только относительно рубля. Падение его цены происходит относительно большинства мировых валют. «Слабый доллар – это не случайность, а осмысленная политика, долгосрочный стратегический план Федеральной резервной системы США», — объясняет Рожанковский. Действительно, так Америка сможет сократить дефицит внешнеторгового баланса и надеется выпустить на рынок товары собственного производства. «Рубль будет укрепляться, — констатирует аналитик. — У нас ВВП в одиннадцать раз меньше, чем у США. Поэтому возможности «войны» против дешевого доллара у нас в одиннадцать раз меньше».
Можно только немного снизить темпы укрепления рубля. Наиболее существенной причиной роста курса национальной валюты с начала 2007 года являются заимствования российских компаний за рубежом, считает директор аналитического департамента Банка Москвы Кирилл Тремасов. «Внешние заимствования обеспечивают огромный приток валюты, что создает давление на рубль, — говорит он. — Только «Роснефть» намерена привлечь на приобретение активов ЮКОСа до $22 млрд, при этом часть денег уже поступила на счета «Роснефти».
Поэтому единственно возможный путь решения — сделать займы в другой стране менее выгодными, чем отечественные.
«Центробанк может ввести дополнительные требования по внешним заимствованиям, что сделает их дороже. На мой взгляд, это единственно возможное решение», — предлагает Тремасов. Развитию экономики такое
ограничение не сильно повредит — те, кто имеет доступ к иностранным кредитам, чаще всего тратят полученные деньги не на развитие. «В случае «Роснефти» кредиты идут не на развитие, а на скупку активов. Этот пример иллюстрирует общую тенденцию», — пояснил эксперт.