Во вторник прокуратура провела повторный допрос банкира Алексея Френкеля, обвиняемого в убийстве первого запреда Центробанка Андрея Козлова. Как и первый, который состоялся на прошлой неделе, он ставил целью проверить факты злоупотреблений среди чиновников Центробанка, изложенные в двух письмах Френкеля. В первом банкир рассказывал о произволе и коррупции, которые царят при отборе банков в Систему страхования вкладов (ССВ). Также Френкель поведал, что ЦБ, прежде чем отозвать у банка лицензию, обналичивает через него деньги, а миллиардная прибыль выводится за рубеж. Свои обвинения Френкель подтверждал многочисленными примерами.
Второе письмо содержало еще больше конкретики. Автор приводил сумму, за которую банки принимались в ССВ. Это, в зависимости от размера банка, от $150 тыс. до $5 млн. Называлась и сумма, которую приносит чиновникам ЦБ «крышевание» обналички: $100–120 млн каждый месяц.
Накануне еще первого допроса адвокат Френкеля Игорь Трунов сообщил о наличии третьего письма.
«Оно еще более детальное и конкретное, — заявил он «Газете.Ru». — Его страшно передавать или публиковать в СМИ».
Тем не менее Трунов не исключил возможность публикации. «Если прокуратура не предпримет никаких действий и проверка скорее будет формальной, чем реальной, то Алексей оставит за собой право думать, что делать с материалами дальше», — сказал адвокат.
Очевидно, ни первый, ни второй допрос, каждый из которых длился по нескольку часов, не оставили иллюзий у экс-банкира. К вечеру вторника третье письмо стало достоянием общественности.
Как и первые два, в прессу его передал глава Московской межбанковской валютной ассоциации Алексей Мамонтов.
В нем Френкель предъявляет новую порцию обвинений в адрес ЦБ. Он утверждает, что чиновники лоббировали интересы четырех банковских групп, занимающихся обналичкой. Первая группа — это крупные госбанки. Вторая — «дочки» иностранных кредитных организаций. Третья — коммерческие банки, также занимающиеся в крупных объемах обналичкой либо «серыми» импортными схемами.
Четвертую составляют «банки из Северного Кавказа, а также московские банки, либо возглавляемые выходцами из этого региона, либо те, в которых они осуществляют свои главные «бизнес-проекты».
При этом чиновники ЦБ не одиноки в этой своей коррупционной деятельности, утверждает Френкель: контрагентами этих банковских групп также являются представители Госдумы, Совета федерации, силовых структур и судов. Деньги за свои услуги чиновники и государственные деятели получают безналом, на счета в иностранных банках.
Но вопреки обещаниям Трунова фамилий коррупционеров или названий банков в третьем письме нет. Их вымарали публикаторы. Так же он поступил с первым письмом, где сохранены названия лишь тех банков, которые уже лишились лицензий. Хотя по сокращениям можно без труда догадаться, какие банки и лица имел в виду Френкель в своем третьем разоблачительном послании.
Впрочем, как объяснил «Газете.Ru» Алексей Мамонтов, это и не письмо вовсе, а лишь купюры из первых двух писем, которые он ранее сам сделал, так как в них содержались неподтвержденные обвинения. Не исключено, что настоящее третье письмо по-прежнему ждет своего часа. Возможно, новые факты коррупции со стороны ЦБ, собранные Френкелем, станут достоянием гласности уже в среду. На этот день Трунов и Мамонтов назначили пресс-конференцию.
Полный текст третьего письма Алексея Френкеля можно прочитать здесь.