Пленум Верховного суда выпустил подробную инструкцию, кого считать субъектом налоговых правонарушений. «В тех случаях, когда лицо, осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо (например, безработного, который формально был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), уклонялось при этом от уплаты налогов, его действия следует квалифицировать по статье 198 УК РФ, как исполнителя данного преступления, а действия иного лица в силу части четвертой статьи 34 УК РФ («Ответственность соучастников преступления») — как его пособника», — говорится в постановлении пленума ВС «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».
При этом, как пояснил агентству «Интерфакс» судья ВС РФ Владимир Доровков, привлечь подставное лицо к уголовной ответственности можно, лишь если оно сознавало, что участвует в уклонении от уплаты налогов, и имело умысел на совершение этого преступления.
«Это новинка, которая возникла из сложившейся практики, поскольку последнее время часто стали уходить от уплаты налогов через подставных лиц», — сообщил судья.
Также пленум ВС сообщил, что соучастниками преступления, предусмотренного ст. 199 — «Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации», могут быть не только руководитель и главбух этой организации, но и служащие, оформляющие первичные документы бухучета.
Тот, кто организовал подобное преступление либо
склонил к его совершению руководителя, бухгалтера или иных сотрудников
организации-налогоплательщика, а также содействовал совершению преступления советами и указаниями, «несет ответственность в зависимости от содеянного им, как организатор, подстрекатель либо пособник», предписал ВС.
Для этого, по словам Доровкова, в суде должно быть доказано, что именно подобные сознательные подстрекательские действия толкнули непосредственного исполнителя на преступление. «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты», — разъясняется в постановлении пленума ВС.
«Верховный суд внес определенность в имеющуюся практику», — говорит начальник отдела консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Нина Козлова. По ее словам, и сейчас так называемые номинальные директора фирм, созданных для ухода от налогов, могут привлекаться к уголовной ответственности. «Если же в ходе разбирательства выясняется, что такой «директор» не был причастен к схемам и не знал о них, суд может освободить его от ответственности, но это решение индивидуальное».
Что касается организаторов налоговых схем или подстрекателей, в Уголовном кодексе также имеется понятие «группа лиц», которое отягчает вину, напомнила Козлова.
Также Верховный суд объяснил, что при вынесении решения о совершении налогового преступления в крупном и особо крупном размере не нужно ждать три года. По действующему законодательству крупным преступлением считается уход от налогов на сумму от 100 тыс. руб. для физических и 500 тыс. руб. для юридических лиц в пределах трех финансовых лет подряд.
«Мы пояснили, что если сразу за год была не уплачена установленная сумма, неплательщик может быть привлечен к уголовной ответственности», — рассказал Доровков.
«До сих пор по этому вопросу были разночтения», — говорит Козлова.