Федеральная антимопольная служба подсчитала ущерб государства от коррупции в сфере госзакупок. На закупки товаров и услуг для государственных нужд в 2006 году выделено 2,3 трлн рублей (около $82 млрд). По подсчетам ФАС, как минимум 15% этой суммы, или 345 млрд рублей ($12,3 млрд), можно сэкономить.
«Если бы на конкурсах по размещению госзаказа побеждали те компании, которые предлагают наименьшую цену на свои услуги, сумма экономии могла бы достичь и 20%. Это в 1,7 раза больше расходов федеральной казны на образование, в 2,3 раза – на здравоохранение и спорт»,
— сказал начальник управления ФАС по контролю и надзору в сфере недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Михаил Евраев на пресс-конференции в среду.
Казалось бы, удешевить госзакупки должен был закон о размещении заказов для государственных и муниципальных служб, который вступил в действие с 1 января 2006 года. Он ввел новую форму размещения заказа — аукционы, где основным критерием определения победителя является предложенная цена. Точнее, скидка, которую государство может получить от рыночной цены. Кроме того, закон предполагал создание регистра недобросовестных поставщиков, предписывал создание четкой процедуры объявления конкурсов и обязательное размещение публичной информации об их условиях. Однако нормативные документы, которые должны были провести все эти требования в жизнь, пока находятся в разработке. «Из-за этого тормозится положительный эффект от закона», — выразил сожаление Михаил Евраев.
При нынешней системе госзакупок удается сэкономить в среднем всего 5% рыночной цены. Для сравнения: в Италии проведение публичных торгов помогает государству сэкономить до 30% рыночной цены, в Финляндии — 27%, приводил примеры Евраев. А в Колумбии конкурс на покупку товаров военного назначения позволил сэкономить 47% их стоимости.
«Пока еще остаются лазейки для злоупотреблений, которыми пользуются многие органы власти, в том числе федеральные», — посетовал Евраев. Вместо экономии ФАС получает жалобы на организаторов конкурсов.
Отсечь «чужие» компании от конкурса помогает несвоевременное размещение информации о проведении торгов, запрещенное законом выставление требований по предварительной квалификации, отсутствие критериев определения победителей конкурсов.
ФАС вместе с Минэкономразвития намерены устранить лазейки. Будет определен перечень товаров, работ и услуг, которые могут распределяться исключительно на аукционах. ФАС склоняется к тому, что без аукциона нужно размещать заказы только в исключительных случаях, например при проектировании строительства уникальных объектов. Кроме того, антимонопольная служба обещает подготовить единые критерии и оценки для проведения конкурсов.
Во всем мире бывают откаты, но у нас они превышают все допустимые нормы, утверждают эксперты межрегионального общественного движения «Против коррупции». По их мнению, главная проблема состоит в том, что «сейчас в различных конкурсах на государственные закупки участвуют только свои».
50% компаний, не имеющие связей в государственных или коммерческих кругах, вообще не могут попасть на тендеры. Если сделать систему государственных закупок максимально прозрачной, проблема «блатных компаний» постепенно уйдет сама.
«Это возможно только на базе полноценного внедрения электронных процедур и замена ими бумажной документации, — подчеркнул эксперт движения «Против коррупции» Владимир Киц. — Не знаю, готово ли правительство идти в этом направлении до конца, но очень хотелось бы надеяться».