За девять лет правительство планирует потратить на развитие Курил
17,9 млрд рублей. Таким образом, в год финансирование составит порядка 2 млрд рублей. Это в десять раз больше, чем выделялось в предыдущие годы. По словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, в рамках прежней ФЦП, действующей с 1995 года, на развитие Курил тратилось 200–250 млн рублей ежегодно. В итоге, пограмма была практически провалена. Регион превратился в один из самых проблемных, а численность населения сократилась почти вдвое.
Если новая программа будет реализована в полной мере, Курилы могут стать одним из самых благополучных регионов России.
Главные усилия правительство намерено сосредоточить на четырех основных направлениях: развитии транспортной инфраструктуры (на реконструкцию аэропортового комплекса и портов на островах будет потрачено 2,5 млрд рублей; на автодорожное строительство — 2,9 млрд рублей), социальной сферы (на строительство новых больниц, школ и детских садов, а также обеспечение жителей Курил связью и устойчивым приемом российского телевидения пойдет 2,3 млрд рублей), биоресурсной базы и топливно-энергетического комплекса. В результате, как ожидается, объем биоресурсов в регионе должен возрасти вдвое, а доходы от рыбопереработки — в 2,5 раза, объем промышленного производства также удвоится, а электроэнергия втрое подешевеет.
От такой хорошей жизни люди не только перестанут уезжать на материк, но, наоборот, численность населения возрастет, считают в правительстве.
Если сейчас численность составляет около 19 тыс. человек, то к 2015 году может достигнуть 28–30 тыс. человек.
Кроме коренного населения, красотами Курил смогут насладиться и толпы туристов. На островах предполагается создание туристско-рекреационой особой экономической зоны.
«Курильские острова могут подать соответствующую заявку», — сказал Греф. Возможно, правительство было бы не прочь дать островитянам и еще какие-нибудь преференции, но, как заметил Греф, предпосылок для создания на островах высокотехнологичной и промышленно-производственной зоны просто не существует.
Обсуждение ФЦП вызвало нескрываемый интерес членов правительства.
Министр обороны Сергей Иванов тут же заявил, что во главу угла надо поставить именно развитие транспортной инфраструктуры, и выразил готовность этому всячески поспособствовать. Это легко объяснимо — кроме пограничников строить там просто некому. «Пока не будут построены дороги, причалы и аэропорт, ничего там не будет и ни о каком создании зон говорить не приходится, — доказывал он коллегам важность своего участия в ФЦП. — Если доставлять туда товары морем, то это будет происходить сейчас как в Папуасии, если полетами, то летчики будут достойны звания Героя России, так как аэродром был построен японцами для взлета камикадзе».Иванов заявил, что его министерство совместно с руководством региона уже приступает к срочной разработке проекто-сметной документации.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, который замещает Михаила Фрадкова, находящегося в отпуске, предложение министра тут же поддержал. Средства на строительство ключевых объектов инфраструктуры должны быть выделены из бюджета ФЦП, а само строительство будет вестись силами Минобороны, пообещал он.
Глава региона — губернатор Сахалинской области Иван Малахов — тоже решил внести свой вклад в разработку ФЦП. Он предложил передать вопросы управления прибрежной зоной рыболовства в ведение региональных властей, а за федеральным центром оставить только контроль. Эта идея, правда, мгновенного одобрения у Медведева не нашла. Он отметил, что она требует изучения и нуждается в проработке, но окончательно предложение губернатора не отверг.
«Курильские острова являются приоритетом, на который российское правительство будет тратить деньги», — пояснил Греф смысл поставленной задачи. А уровень жизни жителей Курил будет доведен сначала до уровня жизни остальной части России, а затем «до уровня жизни сопредельных государств», пообещал министр.
Очевидно, Греф имел в виду не Китай или Северную Корею, где уровень жизни ненамного отличается от курильского, а Японию.
Повышенная забота о Курилах должна ясно продемонстрировать, что расставаться с островами, то есть отдавать их Японии, Россия не намерена. Впрочем, если на Курилах будет создана особая экономическая зона, японцы смогут регулярно посещать эти территории в качестве туристов.