О взаимоотношениях России и МВФ в 90-е годы можно было написать сложное произведение смешанного жанра — здесь была и трагедия, и триллер, и фарс. Сейчас отношения принципиально изменились: МВФ отстраненно дает свои оценки, а Россия немного небрежно их слушает. МВФ не отдает приказы, а Россия не подчиняется. Кредиты МВФ, которые помогали в долг удерживать российскую экономику на плаву, ей больше не нужны. А иностранным инвесторам, для которых эти кредиты служили своеобразной страховкой краткосрочных инвестиций, придется опираться на знание законов рынка, а не на лобби МВФ.
Динамика цен на нефть не обещает продолжительного роста, но по-прежнему растущие российские госрасходы Международный валютный фонд уже почему-то больше не пугают. «Судя по проекту бюджета на 2006 год, который обсуждает сейчас правительство, тенденция увеличения расходов сохранится и в дальнейшем, — говорилось в отчете фонда еще год назад. — Все это может привести к тому, что резкое падение цен на нефть столкнет Россию к кризису. Это свидетельствует об ослаблении бюджетной и налоговой политики. Россия значительно ускоряет темпы расходования поступлений от нефти».
Теперь глава миссии МВФ даже одобряет дефицитный бюджет, представленный на 2007 год Минфином: «Мы готовы поддержать некоторое увеличение номинального дефицита бюджета при условии, что расходы будут направлены на инвестиции и реформы, обеспечивающие развитие экономики», хотя и оговаривается, что предварительные планы российского правительства на 2006–2007 годы в области бюджетной политики предполагают увеличение расходов «в несколько большем объеме, чем это стоило бы делать».
МВФ критиковал действия российского правительства всегда – за медленные и нерешительные реформы, за неоднозначность последствий реформ решительных, за сокрытие информации и общую нелогичность.
В последнее время критика звучала в адрес высоких расходов бюджета. «В то время, как темпы реформ и рост ВВП замедляются, правительство продолжает наращивать госрасходы, бессмысленно проедая поступления от высокой цены на нефть. В связи с замедлением реформ доходы от высоких цен на нефть не служат делу модернизации экономики», — так охарактеризовал действия правительства прошлогодний отчет миссии Международного валютного фонда.
Сейчас ситуация ничуть не изменилась: госрасходы в ожидании избирательных кампаний растут, ВВП и развитие промышленности притормозили, сроки проведения реформ в планах правительства вообще обозначены очень размыто.
Но критики со стороны МВФ существенно поубавилось.
Теперь МВФ считает достижимыми поставленные правительством цели по снижению инфляции в 2006 году до 8,5%.
«Мы это приветствуем и считаем, что это соответствует заявленным целям макроэкономической политики», — сказал глава миссии фонда Пол Томсен. В то же время, говоря о бюджетной политике, Томсен в дипломатичных выражениях намекнул, что правительству РФ необходимо «очень осторожно» подходить к увеличению дополнительных расходов, чтобы эти расходы не стали стимулом для инфляции.
В целом, по мнению экспертов МВФ, в краткосрочной перспективе экономика России смотрится лучше, чем это было раньше. В среднесрочной перспективе у России есть значительные возможности для смягчения бюджетной политики. «Как только в России снизится инфляционное давление, правительство может позволить себе не стремиться к большему профициту бюджета, но главной задачей станет дальнейшее реформирование экономики и проведение структурных реформ», — отмечает Томсен.
Почему же отношение МВФ, довольно бесцеремонно выдающего экономикам развивающихся стран обязательные к исполнению меры, к России так радикально переменилось?
«МВФ всегда критиковал Россию за увеличение государственных бюджетных расходов. Но в последнее время стало очевидно, что рост госрасходов стимулирует промышленность и инвестиции, а показатели инфляции находятся в другой плоскости. С этим сложно спорить даже МВФ, поэтому их критика заметно смягчилась», — предполагает эксперт компании «Финам» Ольга Беленькая. Так или иначе, больше рекомендации и критические замечания МВФ не обязательны к исполнению в России.
Год назад Россия полностью и досрочно расплатилась с долгами МВФ, не дождавшись запланированного по графику 2008 года. Последний транш составил $3,3 млрд. На этом погашении Россия сэкономила, а МВФ, соответственно, потерял $204 млн в виде процентов. В августе этого года предполагается полностью расплатиться с Парижским клубом кредиторов по долгам бывшего Союза. Цена экономии составит почти $8 млрд.
«Россия не нуждается во внешних заимствованиях. В срок и даже ускоренными темпами возвращаем прежние долги», — заявил по этому поводу президент Владимир Путин. И хотя уровень государственной задолженности снизится после выплаты долга, а объем государственных активов, аккумулированных в Стабилизационном фонде, соответствующим образом уменьшится, позиция России, с точки зрения рейтинговых агентств, как чистого внешнего кредитора останется неизменной. Об этом уже заявил Standard & Poor's.
Однако выплата важнейших с точки зрения мирового финансового сообщества долгов как минимум позволит России чувствовать себя более свободной и в политике, считают аналитики. Ее больше не будут сдерживать рекомендации МВФ. «До тех пор, пока у России был существенный внешний долг перед МВФ, избегать выполнения их рекомендаций мы не могли. Впрочем, и у правительства в начале 90-х годов идеологических расхождений с этими рекомендациями никаких не было. Со стороны правительства не было даже попыток переубедить МВФ. Фактически результатом этого сотрудничества и проводимой экономической политики стал дефолт 1998 года, — говорит Ольга Беленькая. — Ни один внешний кредитор России в настоящее время не позволяет себе вмешиваться в нашу внутреннюю политику и экономику, как это было с МВФ. Даже страны--члены Парижского клуба никогда не навязывали России своих рекомендаций. Но, как любая другая страна, связанная огромным внешним долгом, Россия не могла сопротивляться требованиям МВФ».
«В 90-е годы Россия барахталась, словно в болоте, и одним из главных виновников бедствий страны был Международный валютный фонд. Директивы МВФ (высокие налоги и слабая национальная валюта) — это формула катастрофы», — согласился Стив Форбс, глава корпорации Форбс, в интервью «Российским вестям».
«У России есть будущее до тех пор, пока она будет избегать контактов с МВФ».
Отношение МВФ к России поменялось не только из-за того, что Россия фактически раплатилась с фондом, — изменилось и отношение к фонду в мире.
Роль МВФ в современной финансовой иерархии кредитами не ограничивается. Он давно уже перестал быть структурой, занимающейся исключительно проблемами устойчивости мировых валют.
До недавнего времени наличие действующего соглашения с МВФ рассматривалось как признание мировым сообществом положительных перспектив экономического развития той или иной страны.
Когда страна входит в МВФ и Всемирный банк (ВБ) и берет у них кредиты, то автоматически теряет независимость экономической политики, так как «реформы структурного приспособления» (structural adjustment programs) МВФ обязательны и контролируются фондом в рамках ежегодных миссий, а также разрабатываются ВБ и проводятся им совместно с министерствами стран-должников.
Общественные группы (SAPRIN/CASA) исследовали влияние политики МВФ и ВБ на уровень жизни в Венгрии, Эквадоре, Сальвадоре, Мексике, Бангладеш, на Филиппинах, Гане, Уганде, Зимбабве и Мали. В эти группы входили профсоюзы, ассоциации ремесленников, крестьяне, экологические, правозащитные, молодежные организации и другие. Исследования обнаружили четыре основных механизма, посредством которых политика МВФ и ВБ привела к ещё большему обеднению и населения и увеличила неравенство.
В частности, договоренность с фондом по-прежнему является одним из ключевых условий реструктуризации внешних долгов в рамках Парижского клуба. Регламент работы МВФ предусматривает различные формы взаимодействия со странами-членами фонда.
Однако после мирового кризиса 1997–98 годов положение фонда значительно пошатнулось. Над МВФ нависла реальная угроза если не ликвидации, то масштабной реструктуризации. В настоящее время авторитет экономистов фонда сильно упал, но странам с развивающимися экономиками выбрать не приходится. Дешевые кредиты и шаблонные категоричные рекомендации — пакетная услуга МВФ.
При утверждении программ МВФ обычно отдает предпочтение ужесточению фискальной и денежно-кредитной политики, чтобы повысить дисциплину в государственных финансах. Отстаивая в первую очередь интересы иностранных инвесторов, МВФ всегда настаивает на либерализации налоговой системы, смягчении протекционизма, усилении конкуренции на внутренних рынках и других структурных преобразованиях.
По сути кредиты фонда всего лишь подстраховывают краткосрочные портфельные инвестиции из-за рубежа, жертвуя долгосрочными перспективами развития страны-должника.
В настоящее время «на долговой игле» МВФ сидят страны, которые никак иначе не могут привлечь крупные кредиты на поддержание своей экономики: Индонезия, Корея, Аргентина, Таиланд, Мексика, Украина, Бразилия, Алжир, Филиппины, Турция, Азербайджан, Грузия.