Президент неожиданно похвалил правительство: оказалось, что он в целом доволен тем, как оно работает. «Проводимая бюджетная политика в целом соответствует стратегическим целям экономического развития Российской Федерации, повышения качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан», — сказано в бюджетном послании президента на 2007 год. Оценили в Кремле и усилия Белого дома по реализации нацпроектов — впрочем, иной оценки было сложно ожидать после того, как на «усиление» правительства был делегирован экс-глава президентской администрации Дмитрий Медведев.
Единственное, с чем, по мнению президента, в Белом доме пока не справляются, — это с «задачей последовательного снижения уровня инфляции».
«В 2005 году и первые месяцы 2006 года она была решена не в полной мере», — подчеркивает Путин.
После того как президент выставил правительству за работу твердую «четверку», неудивительно, что перед министрами в новом послании были не столько поставлены новые задачи, сколько было перечислено все то, что и так уже стоит на повестке дня.
В целом нынешнее бюджетное послание не содержит ничего нового: большинство тезисов уже давно прописаны в среднесрочной программе экономического развития.
В первую очередь Путин снова требует от Белого дома сосредоточиться на снижении инфляции. Далее следуют призывы повысить эффективность бюджетных расходов, завершить приватизацию и, в частности, приватизировать ФГУПы (государственные унитарные предприятия), перейти наконец на закупку товаров для госнужд на аукционах, дифференцировать акцизы на бензин в зависимости от его качества, принять закон о концессионных соглашениях — для того чтобы заработал механизм частно-государственного партнерства, повысить качество жизни пенсионеров. Отдельно президент требует в срочном порядке решить вопрос с землей: как можно скорее принять закон, снижающий размер выкупных ставок для предприятий. И наконец, сформировать единый земельный кадастр (этот процесс крайне медленно идет уже лет пять) — с тем, чтобы уже с 2009 года можно было взимать единый налог на недвижимость, основной для местных бюджетов.
Из срочных задач, которые правительству нужно решить уже до конца года, —
принятие поправок в Налоговый кодекс. Во-первых, они освободят от налогообложения дивиденды, получаемые российскими юридическими лицами от инвестиций в дочерние общества; во-вторых, сократят срок отнесения затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В том числе и на те, которые не дали положительного результата с двух лет до года. Первая поправка должна стимулировать головные компании инвестировать в свои дочерние структуры, вторая — стимулировать инвестиции в переоборудование предприятий и развитие новых технологий.
Над этими поправками правительство работает уже последние два года.
Из относительно новых, правда, тоже уже знакомых правительству идей в документе содержалось лишь предложение о существенном увеличении размера социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на лечение в медицинских учреждениях России (кстати, это предложение исходило от самого правительства). При этом в социальный вычет в том числе войдут взносы по договорам добровольного медицинского страхования.
Все необходимые поправки должны быть внесены в Налоговый кодекс не позднее июля этого года, подчеркивается в послании.
Единственное, что оказалось неожиданным в документе, — это модная в последнее время тема демографии. Как оказалось, правительству предстоят жаркие два месяца: еще до завершения формирования бюджета им предстоит все свободные силы и время направить на формирование социального блока в законодательстве — разработать и принять законы по «качественному улучшению системы поддержки материнства и детства».
Этот тезис вызвал сомнения у экспертов. Разработать законы о материнском капитале, о дополнительных выплатах за второго и третьего ребенка и о многих других формах поддержки, упомянутых в послании Федеральному собранию, — значит внести изменения в десятки законодательных актов, в том числе в Трудовой кодекс и закон «О пенсионном обеспечении».
В прошлом году, когда готовились законы в рамках нацпроектов, правительство с этим не вполне справилось, замечает президент.
«Например, первоначально не были учтены средства на уплату единого социального налога и выплату районных коэффициентов в связи с введением дополнительных выплат отдельным категориям учителей и медицинских работников», — указано в послании.
Однако в этом году президент снова хочет всего и сразу: чтобы законы были разработаны и быстро, и качественно. «Наработки уже какие-то в этом направлении есть, поскольку проблема возникла не сегодня, — замечает директор по развитию Центра фискальной политики Антонина Ковалевская. — Но чтобы сделать все за такие сроки, несомненно, правительству придется тяжело и напряженно работать, особенно учитывая время отпусков». «Думаю, принятие законов, необходимых для претворения в жизнь проектов из послания Федеральному собранию, вполне реально в осеннюю сессию, — не соглашается Сергей Широков, член бюджетного комитета Думы. —
Финансовые аспекты демографии не требуют сверхсерьезной проработки, а четвертое чтение бюджета предполагается лишь в конце года».
Но особенно показательный пункт послания касается льгот по НДПИ. Напомним, что после обсуждения льгот по налогу на добычу полезных ископаемых для выработанных и новых месторождений правительство исключило из числа льготников шельфовые проекты — как рентабельные и привлекательные и без всяких налоговых поблажек. Но президенту, и особенно его администрации, такая самостоятельность категорически не понравилось. В нынешнем бюджетном послании Путин особенно настаивает на том, что правительство должно изменить свое решение и дать льготы шельфовым проектам. И понятно, почему:
опрошенные «Газетой.Ru» эксперты прямо заявили, что это — прямое лоббирование интересов крупных госкомпаний.
«Роснефть» работает на Сахалине, «Газпром» намеревается начать разработку Штокмановского месторождения и тоже пытается выйти на сахалинский шельф. Абсолютно точно, что северные шельфовые запасы также будут осваиваться госкомпаниями», — убежден аналитик Ray, Man & Gor Securities Антон Рубцов. При этом он не видит необходимости в дополнительном стимулировании госкомпаний и поддерживает решение МЭРТа и Минфина не предоставлять налоговые льготы компаниям, желающим работать на шельфе. «Мне кажется, что это явный лоббизм крупных компаний, стремящихся получить еще больше прибыли», — предполагает аналитик.