В четверг Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК сделала громкое заявление о том, что «существуют силы, заинтересованные в построении схем контрабандного ввоза товаров с целью его последующего изъятия и реализации». Операции силовиков, заканчивающиеся изъятием товара, стали частым явлением с лета 2005 года. РАТЭК объясняет действия правоохранительных органов несовершенством закона, а именно лазейкой в статье 82 УПК РФ, позволяющей следователю без решения суда передавать изъятые вещественные доказательства на реализацию. На руку силовикам сыграло и утвержденное постановлением правительства РФ от 20.08.02 № 620 «Положение о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами», которое не предусматривает обязательного судебного решения о реализации конфиската и не требует обязательного проведения открытых торгов при его продаже.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения РАТЭК, стал недавний инцидент с задержанными на границе мобильными телефонами, предназначенными для продажи в торговых точках «Евросети». Напомним, что уже после оформления всех таможенных документов правоохранительные органы задержали в Шереметьеве-2 партию в 167,5 тыс. (99 тонн) сотовых телефонов Motorola общей стоимостью $20 млн, подозревая их в контрафактном происхождении. Несмотря на заверения и предоставленные документы о легальности товара со стороны «Евросети» и компании Motorola, груз до сих пор находится под присмотром МВД, и его судьба неизвестна.
Эксперты и участники рынка расценивают действия силовиков как способ освоения нового бизнеса: конфискация, признание товара контрафактом (который формально подлежит уничтожению), а затем реализация товара по «своим» ценам.
По убеждению президента РАТЭК Александра Онищука, конфискованный у публичных компаний легальный товар на границе впоследствии реализуется без их ведома по ценам значительно ниже рыночных. По данным Национального антикоррупционного комитета, сотрудники МВД неоднократно оценивали конфискованное в $70 --100 млн, а продавали по цене, заниженной в 30 раз.
При этом ни одна профильная компания до сих пор к оценке товара не привлекалась и не получала официальных предложений участвовать в его приобретении, замечают в РАТЭК.
Ассоциация полагает, что если внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК), которые разрешат продавать конфискат только с санкции суда, то это серьезно ударит по незаконному бизнесу милицейских и таможенных чиновников. «Товар должен реализовываться исключительно на основании решения суда», — твердо заявил Онищук.
Опрошенные «Газетой.Ru» участники рынка сходятся во мнении, что РАТЭК предлагает вполне адекватный сложившейся ситуации выход из положения.
«Если по-хорошему с ними (с МВД. – «Газета.Ru») не получается, тогда нужно закон менять. Ну что тут еще сделаешь. Ведь просто на шею сели», — недоумевает представитель одной из российских торговых сетей бытовой техники и электроники, пожелавший сохранить анонимность.
«Сколько можно терпеть этот беспредел? Сотрудники МВД ведут себя по собственному усмотрению, а не по закону. Получается, что, как ни ввози товар — легально, нелегально, тебе все равно его продать здесь не дадут», — рассказал другой представитель компании — поставщика на росийский рынок электроники и бытовой техники.
Однако депутат Госдумы Борис Резник на вопрос, будут ли поправки вноситься в Госдуму, сказал лишь, что предложения РАТЭК будут внимательно изучены депутатами. Но пообещать добросовестным поставщикам товаров безопасность в будущем так и не смог.
При этом вице-президент «Евросети» Борис Левин надеется на то, что «компетентные органы смогут разобраться в этом деле и товар будет возвращен компании». Президент компании Эльдар Разроев отметил, что никаких судебных исков компания подавать не намерена. «Мы с государством не воюем», — сказал он.