Московские налоговики выпустили два черных списка фирм-однодневок. Как правило, такие фирмы существуют неделю-месяц и используются как прокладки при проведении платежей между компаниями — для ухода от налогов и таможенных платежей, а также сокрытия прибыли.
Один список содержит свыше восьми тысяч адресов, по которым идет массовая и часто — номинальная регистрация столичных фирм. Во втором — свыше трех тысяч имен и паспортных данных номинальных, по утверждению налоговиков, директоров фирм. Списки составлялись в течение нескольких месяцев.
В созданные информационные базы попали все московские юридические адреса, по которым зарегистрировано свыше десяти организаций, а также учредители, которые подали документы на регистрацию по доверенности через курьеров от десяти фирм и более.
В числе неблагонадежных адресов оказались многие бизнес-центры и ТАРПы (Территориальные агентства по развитию предпринимательства), созданные в помощь малому бизнесу. По их адресам зарегистрировано большое количество малых предприятий по одной простой причине: зачастую арендодатели отказываются предоставлять адрес сдаваемого внаем помещения в качестве юридического.
В список номинальных директоров попали известные имена, в частности губернатора Калининградской области Георгия Бооса и председателя совета директоров сети «Магазин горящих путевок» Андрея Озолиня.
Георгий Боос, комментируя информацию о списках, заявил, что все свои директорские полномочия он сложил в 1996 году, когда избрался депутатом Госдумы. Однако, по его словам, что касается полномочий собственника, то «есть в настоящее время ряд
компаний, которые я смог построить и акциями которых я владею и я этим горжусь», — заявил он. «В 1999 году, когда на выборах в Думу Боос возглавлял штаб ОВР также в интернете были опубликованы списки по налоговым недовыплатам, в которых фигурировало имя Георгия Валентиновича, — напомнила Газете.Ru пресс-секретарь Бооса Светлана Оболенцева. — Но та информация не была подтверждена налоговыми органами. Не думаем, что подтвердится и в этот раз».
«То, что мое имя вошло в список, который носит явно негативный характер, это очень плохо, — признает Андрей Озолинь. — Это наносит ущерб моей деловой репутации». В беседе с «Газетой.Ru» предприниматель посетовал, что в начале января 2006 года потерял свой паспорт. Однако бизнесмен полагает, что вряд ли за это время по его документу было зарегистрировано так много фирм: скорее всего, налоговики взяли в расчет уже имеющийся у него бизнес.
«Я веду одновременно 12 проектов в сфере туризма, масс-медиа и в интернете, к концу года их будет 15. Разве я не имею права на законных основаниях вести несколько проектов? — задается вопросом Озолинь.
— Я занимаюсь прямыми инвестициями. С юридической точки зрения у меня полностью прозрачный бизнес, в котором ясна моя роль, мое участие — по всем моментам. Поэтому непонятно, почему я назван номинальным руководителем».
Для всех фигурантов списка попадание в него может иметь самые серьезные последствия, признают эксперты. Фирмы, которые будут внесены в данный перечень ошибочно, исходя из субъективной оценки налоговых органов, могут понести огромные убытки, убежден заместитель генерального директора Energy Consulting/Audit Всеволод Леви. Во-первых, налоговики грозят прекратить регистрацию новых организаций по «серым» адресам. При выявлении совпадений по адресу «массовой» регистрации налоговые инспекторы будут выдавать заявителю «уведомление о явке заявителя в регистрирующий орган для составления протокола об административном правонарушении и предоставлять информацию сотруднику службы безопасности инспекции и сотруднику Управления ГУВД по г. Москве», – говорится в инструкции УФНС. Руководителям заподозренных фирм даже грозит дисквалификация.
Кроме этого, списки были разосланы в банки с требованием не открывать счета компаниям, зарегистрированным по указанным адресам и имеющим во главе людей из перечня номинальных директоров.
В большинстве случаев рекомендации налоговиков расходятся с положениями законодательства. «Юридически нет никаких оснований для отказа в регистрации таких организаций, — замечает руководитель департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров. — Чтобы отказать в регистрации фирмы или в открытии банковского счета, придется вносить поправки в соответствующие законы, — замечает эксперт. — Но соответствующие поправки так и не были приняты, поэтому отказывать в открытии счетов любому лицу у банков нет оснований».
«Но ничто не помешает налоговикам уделять пристальное внимание отдельным вопросам деятельности компаний, попавших «на карандаш», текущему контролю и т. д.», — признает эксперт.
Между тем, по словам заместителя генерального директора Energy Consulting/Audit Всеволода Леви, очень часто сами налогоплательщики высказывают пожелания о том, чтобы подобные списки были созданы — чтобы застраховать риски от действий фирм-однодневок.
«Важно, насколько объективны критерии, по которым созданы данные списки. По-видимому, главным должно стать наличие арбитражной практики по данным налогоплательщикам, в соответствии с которой доказаны факты осуществления ими умышленного ухода от налогообложения», — подчекивает Леви. «Но я не буду судиться с госудратством по поводу своего включения в список: у меня есть более важные дела, новые проекты впереди», — замечает Андрей Озолинь.