По прогнозам Europe 2020, неделя с 20 по 26 марта текущего года станет началом самого мощного политического и экономического кризиса со времен падения железного занавеса в 1989 году. Эксперты компании даже сравнивают ожидающие нас события с финансовым крахом 1929 года, после которого началась «Великая депрессия».
По мнению европейских аналитиков, основанием предстоящего мирового кризиса станут проблемы у ведущей мировой державы – США. В частности, нас ждет падение доверия к доллару США, дисбаланс американского платежного баланса, нефтяной кризис и обострение ситуации в арабо-мусульманском мире, что и должно привести к глобальному правительственному кризису.
Europe 2020 важное значение придает открытию 20 марта в Иране нефтяной биржи, расчеты на которой будут проходить в евро.
«Открытие иранской нефтяной биржи станет концом монополии доллара на глобальном нефтяном рынке. Немедленным результатом станет переворот на международном валютном рынке, так как страны-производители также начнут продавать свою продукцию за евро. У европейских стран появится возможность покупать нефть за собственную валюту, не конвертируя ее в доллары. Проще говоря, и то и другое означает, что гораздо меньшее число экономических игроков будет нуждаться в меньшем числе долларов», – объясняют аналитики влияние открытия нефтяной биржи в Тегеране.
Другим фактором, который будет играть против американской валюты, эксперты посчитали принятое несколько месяцев назад решение ФРС США прекратить с 23 марта 2006 года публиковать М3 — данные о количестве долларов, циркулирующих в мире.
«В течение нескольких последних месяцев количество обращаемых долларов значительно увеличилось. С назначением новым главой ФРС Бена Бернанке в Вашингтоне стали намного быстрее печатать деньги. Падение доллара, вероятно, приведет к массовой продаже американских казначейских обязательств, накопленных в Азии, Европе и в странах — производителях нефти», – полагают в Europe 2020.
Таким, образом, по расчетам экспертов Europe 2020, к концу 2006 года доллар может опуститься до уровня $1,70 за евро.
Не отрицая доли справедливости в прогнозах Europe 2020, российские эксперты настроены не столь пессимистично.
«Если бы все было так, как описано в прогнозе, рынок бы уже давно отреагировал. Вряд ли события в Иране могут стать основой для масштабного кризиса. На рынке «Форекс» ежедневно проходят многомиллиардные торги по паре доллар/евро. Конечно, внешний дефицит США будет отражаться на курсе долар/евро в пользу евро, но это произойдет в среднесрочной перспективе», — уверен главный экономист UFG Ярослав Лисоволик.
К тому же, по мнению экспертов, объем торгов на иранской бирже не будет столь значительным, чтобы заметно повлиять на курсовую динамику.
«Доля Ирана в мировой добыче нефти не так велика — порядка 4%, – отмечает аналитик ИК «Финам» Ольга Беленькая. — В целом расчеты в евро на бирже — безусловно, знаковое событие, но это не будет иметь такого значения, как прогнозируют в Europe 2020».
«Основные объемы нефти будут торговаться пока в долларах и не через иранскую биржу, — подтверждает экономист инвестбанка «Траст» Евгений Надоршин. — Между открытием Тегеранской биржи и приобретением ею популярности пройдет немало времени. Это будет одним из факторов снижения спроса на доллары, но не столь резким».
«Если бы европейцы в такой бирже сильно нуждались, она бы уже давно была создана».
Что касается прекращения публикации данных по объему денежной массы, то, по мнению финансистов, это приведет к привлечению «ненаблюдаемых» срочных депозитов в США свыше $100 тыс. и к некоторым операциям с ценными бумагами. «Это не очень хорошо, но, опять же, не ведет к кризису», — считает Надоршин.
По прогнозам экспертов, куда в большей степени рынок будет реагировать на изменение процентных ставок ФРС (до 5% в первом полугодии), а также на огромный внешнеторговый дефицит США, который будет финансироваться за счет притока иностранного капитала, прежде всего от азитаских центробанков и нацбанков стран — экспортеров нефти.
В целом российские аналитики сходятся во мнении, что к концу года доллар будет торговаться на уровне $1,27–1,3 за евро, но на это будут влиять другие фундаментальные риски, а не те, о которых говорит Europe 2020.