Правительству Москвы придется отвечать перед азербайджанцами по имущественным претензиям собственников, которые работали на Басманном рынке. Государственное унитарное предприятие «Басманный рынок» было включено в программу приватизации на 2006 год, но акционировать его власти не успели. Имущество рынка застраховано не было.
«Мы намеревались обязать администрацию рынка застраховать имущество, однако правовые службы нас поправили: выяснилось, что департамент может лишь выступить с такой рекомендацией», — вздыхает глава департамента имущества Москвы Владимир Силкин.
По его словам, владельцы товаров и другого имущества, которое было уничтожено в результате обрушения, скорее всего, обратятся с заявлениями о компенсации к департаменту. А департамент, по словам Силкина, в ответ потребует документальное подтверждение материальных претензий.
«Мы попытаемся сначала урегулировать все проблемы во внесудебном порядке, и лишь спорные вопросы будем переводить в судебную плоскость», — сказал чиновник.
Владимир Малышков, руководитель департамента потребительского рынка и услуг столицы, куратор рынка, также заявил, что ему «ничего не известно о страховании объекта». «Это вопрос к директору», — открещивается господин Малышков. Но директор рынка Марк Мешиев заявлений не делает: единственный обвиняемый по уголовному делу об обрушении кровли рынка, сейчас он находится в СИЗО.
Московские власти объявили о намерении оказать материальную помощь пострадавшим сразу после трагедии. Как заявлял мэр Москвы, семьям погибших выплатят по 100 тыс. рублей, госпитализированные получат по 50 тыс. рублей, а тем, кому помощь была оказана амбулаторно, выплатят 5–10 тыс. рублей. Ровно столько же получили жертвы теракта в Тушине в 2003 году. С учетом инфляции семьи пострадавших после трагедии на Басманном рынке получат, как минимум, на 20% меньше.
По мнению независимых юристов, судебных споров, которые могут затянуться на годы, московским властям не избежать. «Что касается имущества, то проблем в принципе не должно возникнуть. Единственная сложность состоит в том, что предпринимателю необходимо будет доказать, что имущество в данный момент находилось на территории рынка. Необходима независимая оценка. Ведь у правительства могут возникнуть возражения», — считает руководитель подразделения юридической фирмы Legas Павел Садовский.
Генеральный директор компании «Инквартстрой» Игорь Григорян заявляет, что «стоимость жизни в 100 тыс. рублей – это по меньшей мере обидно, в связи с чем, вполне вероятно, будут возникать судебные иски от семей погибших».
Но с возмещением по фактам вреда жизни и здоровью могут возникнуть сложности.
«Опыт «Трансвааль-парка» показывает, что сделать это будет сложно. Как определить моральный ущерб? Как определить вред здоровью? Большинство таких вопросов будет перенесены в разряд спорных и рассматриваться в суде», — уверен Павел Садовский.
Между тем, как заявил руководитель комплекса городского хозяйства Петр Аксенов, столичные власти решили снести жилой дом, пострадавший при разборе разрушенного Басманного рынка. По его словам, в доме уже были трещины, а в ходе работ они стали еще больше и теперь представляют угрозу для жизни людей, сообщает «РИА Новости». «В этом доме проживает всего одна семья. В связи с этим мэр Москвы принял решение его разломать», — объяснил первый заместитель мэра.
По информации «Газеты.Ru», на месте рухнувшего здания планируется построить многофункциональный комплекс с трехзвездной гостиницей и подземной многоуровневой стоянкой. На первом этаже будет расположен рынок, выше – различные торговые площади, а третий этаж будет предусмотрен для гостиницы.
Как рассказал «Газете.Ru» генеральный директор «Инквартстроя» Игорь Григорян, стоимость аренды квадратного метра коммерческой площади в этом районе составляет не меньше $4 тыс. за метр, а поскольку Басманный рынок был площадью 13 тыс. кв. м, то правительство Москвы каждый месяц будет получать от сдачи в аренду помещений будущего комплекса около $52 млн.