Сенсационное сообщение о закрытии в России уголовного дела против экс-премьера Украины Юлии Тимошенко было опубликовано в понедельник утром на сайте российской Генпрокуратуры. «Сегодня Главной военной прокуратурой прекращено уголовное дело в отношении бывшего руководителя промышленно-финансовой корпорации «Единые энергетические сети Украины» Юлии Тимошенко», — говорится в официальном сообщении Генпрокуратуры.
В тексте уточняется, что решение «принято следствием на основании статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса России в связи с истечением сроков давности уголовного преследования».
Обратим внимание, в соответствии с пунктом первым статьи 78 российского УК «лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки: два года после совершения преступления небольшой тяжести, шесть лет после совершения преступления средней тяжести, десять лет после совершения тяжкого преступления и пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления».
В случае с Тимошенко ситуация довольно запутанная.
В Главной военной прокуратуре (ГВП), во всяком случае, пока не очень понимают, как расценивать преступления, совершенные экс-премьером. Как напоминает в своем официальном сообщении Генпрокуратура, «Тимошенко обвинялась в том, что в сентябре--ноябре 1996 года организовала через посредника неоднократную передачу взяток нескольким должностным лицам Центрального управления материальных ресурсов и внешнеэкономических связей и Центрального организационно-планового управления Минобороны России». Взятки российским чиновникам глава «Единых энергетических сетей Украины» давала «за завышение цен на материально-технические ресурсы, поставляемые для вооруженных сил России». В итоге имя Юлии Тимошенко фигурировало в деле о нанесении России ущерба на $11 млн в ходе поставок Министерству обороны украинской мебели. С 1996 года, когда преступление было совершено, прошло только девять лет, то есть не хватает ровно года для закрытия дела по тяжкому преступлению. Если же действия экс-премьера расценивать как преступление средней тяжести, то срок должен был истечь еще три года назад.
Ни в Генпрокуратуре, ни в ГВП «Газете.Ru» так и не смогли ответить, как же были квалифицированы действия Тимошенко, что срок давности по ее преступлениям истек именно сейчас. В обоих ведомствах отказываются пока сообщать какую бы то ни было информацию, выходящую за рамки уже опубликованного сообщения. А из уже опубликованного документа следует, что «в соответствии с требованиями российского уголовно-процессуального законодательства Тимошенко согласилась с прекращением в отношении нее уголовного дела в связи с истечением срока давности».
Зато ситуацию со сроком давности понял адвокат Тимошенко Владимир Жеребенков. «Сегодняшнее решение Главной военной прокуратуры для нас вполне ожидаемо», — заявил адвокат «Газете.Ru». По словам юриста, он еще несколько месяцев назад подавал в прокуратуру ходатайство о прекращении уголовного дела. «Правда, мы просили закрыть дело по причине отсутствия в действиях Тимошенко состава преступления», — сообщил адвокат «Газете.Ru». Что же касается принятия решения о закрытии дела на год раньше положенного срока, то, по мнению Жеребенкова, в прокуратуре просто переквалифицировали дело Тимошенко.
«Сначала экс-премьеру пытались вменить в вину организацию дачи взятки, это часть третья статьи 33 УК, и по ней срок давности десять лет, нам до этого срока не хватало года», — объяснил Жеребенков «Газете.Ru».
«Я пока не видел прокурорского постановления, но могу предположить, что преступление было переквалифицировано под часть первую той же статьи, то есть просто дача взятки», — сообщил адвокат. В таком случае срок давности автоматически уменьшается, и прокуратура приняла удовлетворяющее всех решение. «И волки сыты, и овцы целы», — подвел черту под громким скандалом Жеребенков.
Главный военный прокурор России Александр Савенков, комментируя закрытие уголовного дела, заявил в понедельник журналистам, что «по российскому законодательству Тимошенко признана лицом, совершившим преступление». «Российское законодательство предусматривает несколько оснований для прекращения уголовного преследования, в том числе по реабилитирующим или не реабилитирующим, — объяснил Савенков. — В случае Тимошенко имеется ее письменное согласие на прекращение уголовного дела в связи с истечением срока давности, что не является реабилитирующим основанием».