«ЛУКойл» собирается пресечь практику поставок «лишней» нефти в Европу. Об этом заявил глава компании Вагит Алекперов. По его словам, такие меры приведут к росту стоимости российской нефти марки Urals.
«Российская нефть марки Urals должна быть гораздо дороже, чем сейчас. Новые нефтепроводы в Китай уведут российскую, казахскую и азербайджанскую нефть из Европы», — цитирует слова топ-менеджера «ЛУКойла» немецкая газета Handelsblatt.
Российские чиновники давно ищут способ сократить разрыв в оценке сортов Urals и Brent. В августе 2005 года по этому поводу высказался Владимир Путин. Президент охарактеризовал ситуацию на товарных рынках как «не очень справедливую». Сорт Urals остается основной экспортной маркой российской нефти и определяется с дисконтом к маркерному сорту Brent. Этот дисконт составляет от $4,5 до $6 за баррель в зависимости от ситуации на рынке.
Заявление Алекперова вполне встраивается в планы правительства добиться ликвидации разницы в ценах между Urals и Brent.
«Дисконт по отношению к Brent сейчас достигает $5–7 за баррель, тогда как ранее он был $0,5–0,7 за баррель. И Алекперов заявил, что добиться снижения дисконта можно не только улучшением качества российской нефти, но и уменьшением объемов поставок, и когда появится труба на восток, цена нефти в Европе из-за снижения объемов вырастет», — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе «ЛУКойла».
Заявления Вагита Алекперова не имеют ничего общего с экономикой, это политическая акция, уверены эксперты. «Это действительно чисто политическое высказывание», — соглашается аналитик банка «Зенит» Евгений Суворов. «Иначе характеризовать слова Алекперова сложно», — согласен аналитик МДМ-банка Андрей Громадин.
«ЛУКойл» действует не как участник рынка, а как подразделение российского МИДа и дает понять Кремлю, что нефтяные компании одобряют пожелание президента выровнять по стоимости нефть марок Urals и Brent. «Многие чиновники пытались высказаться по этому вопросу, — говорит Андрей Громадин. — Помощь «ЛУКойла», обладающего сильными лоббистскими возможностями, ни в коем случае не будет лишней».
Но план Алекперова основан на том, что сокращение поставок из России приведет к сильному подорожанию российской нефти на европейских рынках. Такой расчет вряд ли оправдается, считают аналитики нефтяного рынка.
«Ситуация на европейских рынках нефти стабильная, и никаких лишних объемов российской нефти нет, — уверен Евгений Суворов. — Кроме того, марка Urals — это не биржевая, а контрактная нефть. Российские компании должны выполнять условия контрактов, и произвольно сокращать объемы поставок не имеет смысла».