Пятница – последний день, когда партии и кандидаты могли агитировать. Что активно и делали с самого утра их сторонники, избавлявшиеся у станций метро от последних запасов листовок и предвыборных газет.
От кампании останутся только плакаты на щитах и столбах, которые, по закону, могут висеть даже в день голосования и которые до понедельника сорвать все равно не успеют.
Главной особенностью московской кампании стало то, что в ней впервые, в отличие от кампаний 1997 и 2001 годов, полноценно участвовали политические партии. Избирателю предлагалось выбирать не только между кандидатами, о которых он, как правило, никогда не слышал, но в большей степени между известными брендами: в борьбу в той или иной степени включились все известные игроки – «Единая Россия», КПРФ, «Яблоко» (вместе с СПС), ЛДПР, «Родина». В бюллетень также попали «Народная воля», «Свободная Россия», «Партия жизни» и Партия социальной справедливости. Кампания в итоге получилась шумной и скандальной.
Сам по себе приз невелик: партиям отведено в парламенте 20 мест из тридцати пяти, остальных пятнадцать депутатов изберут по одномандатным округам.
При этом преодоление самого высокого на российских региональных выборах 10-процентного барьера автоматически даст прошедшей его партии только два мандата. Чтобы получить хоть сколько-нибудь значимую фракцию, надо набирать в несколько раз больше, чем десять процентов, и проводить кандидатов по одномандатным округам. На это, как признают все участники кампании, способна лишь одна партия.
Тем не менее основные политические силы бросили на кампанию все возможные ресурсы в расчете на то, что успех на московских выборах станет хорошим заделам к выборам в Госдуму через два года. КПРФ и ЛДПР подключили федеральных лидеров: список коммунистов возглавил первый зам Зюганова Иван Мельников, а либерал-демократов повел лидер партии Владимир Жириновский. Во многом это делалось под влиянием решения «Единой России», которая во главе своего списка выдвинула не собирающегося уходить в Мосгордуму мэра столицы Юрия Лужкова.
На самые большие жертвы пошли СПС и «Яблоко», которые решили объединиться в единый список. Переговоры шли долго и мучительно и могли сорваться на каждом этапе, пока лидер «Союза правых сил» Никита Белых не согласился практически на все условия «Яблока»: единый список формируется на базе партии Явлинского, а первым номером списка будет не лидер СПС, а действующий депутат Мосгордумы от правых Иван Новицкий. В объединенный список были включены и другие демократы — представители не зарегистрированных в Минюсте Единой партии солдатских матерей и Экологической партии под руководством Алексея Яблокова.
Мучительное объединение демократов могло бы претендовать на главное событие в кампании, если бы не шумное снятие партии «Родина».
Причиной скандала стал предвыборный ролик про арбузные корки, которыми кидаются на московскую землю неопознанные южане. Мосгоризбирком думал по поводу ролика, на который пожаловался транслировавший его телеканал ТВЦ, примерно три недели и в конечном итоге пришел к выводу, что этот видеоряд разжигает национальную рознь. Напомним, по ходу сюжета лидер «Родины» и московский кандидат от партии Юрий Попов требуют от жителей юга убрать корки, а те не соглашаются. В финале Рогозин двусмысленно призывает очистить Москву от мусора.
Но в результате очищенной от московской кампании оказалась сама «Родина», которую по иску ЛДПР лишил регистрации Мосгорсуд, а потом это решение подтвердил и Верховный суд. Теперь всю субботу работники избирательных комиссий будут старательно вычеркивать имя партии из бюллетеней. «Родина», кстати, тоже пыталась лишить регистрации сначала ЛДПР — за разжигание межнациональной розни, а затем и «Единую Россию» — за использование административного ресурса, но юристам Рогозина Мосгорсуд последовательно отказал.
Стараниями «Родины» и ЛДПР на первый план в московской кампании вышла тема национализма и проблема мигрантов. На руку тем, кто раскручивал национальный вопрос, сыграли и вовремя случившиеся погромы в другой европейской столице — Париже, устроенные выходцами из Северной Африки. Поэтому партии активно пугали избирателей французским опытом. Лейтмотивом кампании «Единой России» стало сохранение на посту мэра Москвы Юрия Лужкова и действующей команды московского правительства, демократы говорили о свободе, справедливости и собственном объединении, коммунисты сосредоточились на светлом советском прошлом и социальных гарантиях.
Для признания выборов действительными требуется минимальная явка – 20%.
Но, как ожидается, она будет намного выше: соцопросы зафиксировали, что, в отличие от предыдущих кампаний по выборам Мосгордумы, у москвичей возрос интерес к столичному парламенту. Первые результаты, как ожидается, появятся уже вечером в воскресенье.