Глава Туркмении потребовал начать немедленную реструктуризацию нефтегазовой отрасли страны. По его словам, необходимо обеспечить открытость и прозрачность этого сектора экономики, топ-менеджмент которого погряз в коррупции.
«С тех пор как в Туркмении были созданы нефтяной и газовый секторы, практически каждый из руководящих чиновников стал действовать в собственных интересах в ущерб государственным. Все они теперь сидят за решеткой», — напомнил Ниязов.
И добавил, что почти 10% стоимости каждого контракта уходили на взятки, из-за чего казна потеряла более $300 млн.
Заклеймив взяточников, Туркменбаши выступил с предложением централизовать управление нефтегазовым сектором.
«Нам предстоит создать новую вертикаль управления сложным хозяйственным организмом комплекса и, в частности, переподчинить ряд ведущих структур», — отметил президент.
Орган, отвечающий за освоение углеводородных ресурсов, будет подчинен непосредственно главе государства. Под единое управление перейдут Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов и Сейдинский НПЗ. Централизованный принцип управления будет введен даже в организации геологоразведочных работ. Соответствующие поправки Ниязов поручил меджлису (парламенту) Туркмении рассмотреть как можно скорее.
Коррупционный фактор среди высших чиновников, действительно, имеет место, отмечают аналитики. «Фигуры, расставленные на ответственные посты в нефтегазовой отрасли, видимо, зарекомендовали себя не с лучшей стороны, оказались менее лояльными и более коррумпированными», — уверен аналитик «Интерфинтрейда» Ариф Зейналов.
«Видимо, слишком много денег стало уходить «налево», и Ниязов решил установить полный контроль над финансовыми потоками».
Однако коррупция — всего лишь повод для формализации той власти, что уже сосредоточена в руках Туркменбаши, не сомневаются эксперты. «Сложно представить, что Ниязов ранее не имел полного контроля над нефтяными и газовыми ресурсами, — говорит аналитик банка «Зенит» Евгений Суворов. — Все дороги так и так ведут в Рим. Мне сложно представить, что кто-то рискнет воровать у Ниязова».
«Видимо, Туркменбаши решил законодательно закрепить свое доминирующее положение, тем самым еще больше укрепляя политическую власть», — заключает Ариф Зейналов. Не исключено, что, замыкая на себя наиболее значимые для Туркмении отрасли, Ниязов тем самым готовится к передачи власти своему преемнику, предполагают аналитики. Ставленнику Туркменбаши будет гораздо проще установить свой контроль над государством в том случае, если нефтегазовая сфера окажется под единоличным контролем одного человека.